«Фантомная» боль

Доведет ли инцидент с турецким самолетом до вторжения в Сирию?

24 июня 2012 в 13:05, просмотров: 6172

Конец прошедшей недели в Сирии ознаменовался двумя скандальными историями с военными самолетами, которые привнесли еще больше жару в и без того накаленную атмосферу в этой стране.

«Фантомная» боль
фото: ru.wikipedia.org

Сначала в Иорданию перелетел сирийский МиГ-21. Его пилот обратился к иорданским властям с просьбой о предоставлении ему политического убежища. Случай неприятный для Дамаска, но вполне вписывающийся в картину дезертирства многих военных из армии.

А вот второй инцидент был гораздо более серьезным и может иметь очень далеко идущие последствия. В пятницу сирийские ПВО сбили турецкий F-4 Phantom. «Неопределенный воздушный объект вторгся с запада в сирийское пространство на очень низкой высоте и высокой скорости пронесся над территориальными водами», — заявил представитель военного ведомства Сирии официальному новостному агентству SANA. Самолет был примерно в километре от сирийского побережья.

Турция признала, что ее военные самолеты могли нарушить воздушное пространство соседней страны. Турецкий президент Абдуллах Гюль заявил, что нет ничего необычного в том, что летающие на большой скорости военные самолеты могут пересекать морские границы, и что в этом нет злого умысла. Впрочем, потом глава МИД Турции Ахмет Давутоглу заявил, что истребитель был поражен в момент, когда он находился в международном воздушном пространстве. По словам министра, самолет не собирал разведданных в Сирии, и незадолго до инцидента случайно и кратковременно пересек сирийскую воздушную границу.

Дамаск, со своей стороны, уверяет, что не настроен враждебно по отношению к Турции и назвал гибель истребителя «несчастным случаем». Военные моряки обеих стран были направлены на поиски двух членов экипажа сбитого «Фантома».

Отношения между двумя странами и без того были в последнее время крайне натянутыми, особенно после инвектив турецкого премьера Эрдогана в адрес Башира Асада. Именно на территории Турции базируются боевики повстанческой «Свободной Сирийской армии» (которым, по данным британского издания Guardian, Саудовская Аравия решила выплачивать зарплату).

Но сбитый F-4 — это уже очень серьезно. При самом худшем раскладе Анкара могла бы использовать этот инцидент как casus belli для военного вмешательства в сирийский конфликт. А подтянуть и другие страны-члены НАТО (в соответствии со статьей 5 Североатлантического договора) было бы делом техники. И никакого одобрения Совбеза ООН не потребовалось бы.

Но вряд ли дело дойдет до такого сценария. Турки, хоть и заявили, что отреагируют «решительно» на гибель своего истребителя, пока стараются закруглить углы в этой истории. Однако в турецких медиа можно встретить слова о том, что сирийцы играют с огнем и что они заплатят за инцидент. Генсек ООН Пан Ги Мун призвал Анкару и Дамаск разобраться в этой истории, используя дипломатические каналы.

Как отмечает одно из западных информагентств, уничтожение самолета продемонстрировало возможности поставляемых Россией в Сирию средств ПВО — одной из многих причин, по которым Запад не торопиться вмешиваться для остановки кровопролития в этой стране. А это самое кровопролитие продолжается полным ходом. По данным сирийских правозащитников, за одну только субботу в стране было убито более ста человек, в том числе погибли примерно 20 военнослужащих.

Тем временем президент Асад сформировал новое правительство во главе с д-ром Риадом Хиджабом. В новом кабинете, однако, ключевые посты сохранены за старыми министрами (МИД, минобороны, МВД). Естественно, оппозиция усмотрела в этом лишь отвлекающий маневр, призванный создать видимость реформ.

Между тем судно Alaed с грузом вертолетов и средств ПВО для Сирии, отправится из Мурманска в сирийский Тартус под российским флагом (ранее оно шло под флагом Кюрасао) и в сопровождении другого корабля (как сообщает «Интерфакс», конвоировать Alaed будет не военный корабль, а гражданское судно). Напомним, что раньше судно было вынуждено в начале недели прервать рейс у берегов Шотландии из-за отзыва страховки корабля, выданной британским страховщиком Standard Club.




Партнеры