Правительство запрограммировало бюджет

С 2014 года деньги в казне будут считать не по сметам, а по адресам

Задание Владимира Путина «запрограммировать» главный финансовый документ страны уже в 2013 году провалено — не успевают. Как бы то ни было, в Минфине в связи с новой методикой рассчитывают на экономию госсредств: всегда можно найти «крайнего», узнав точно, на что именно идут деньги казны.

С 2014 года деньги в казне будут считать не по сметам, а по адресам

В формат госпрограмм, напомним, должны быть «упакованы» целевые программы — однако с новой системой формальных показателей эффективности. Цель — преодоления «системного сбоя», в котором не раз обвинял реализаторов федеральных целевых программ Владимир Путин. Часть ФЦП, как многократно выяснялось, вообще не реализуется, часть финансируется, по выражению ВВП, «неритмично». Дело в том, что, по оценке экспертов, для федеральных ведомств и регионов федеральные целевые программы превратились в дополнительный механизм получения бюджетных денег. Ключевой вопрос здесь — отсутствие «во главе» программ тех, кто ими управляет и несет за это персональную ответственность.

Госпрограммы по всем отраслям экономики и социальной политики, которые призваны покончить с этой «кормушкой», было поручено разработать еще к середине апреля 2011 года. Но к этому времени были готовы лишь несколько документов. Пробуксовка возникла из-за разногласий в ходе согласования. Особо затормозились самые народные программы — по развитию пенсионной системы, образования и здравоохранения. К назначенному сроку они даже не поступили на экспертизу в Минэкономразвития и Минфин.

Еще несколько месяцев назад Минфин настаивал на переводе бюджета на программный принцип уже с 2013 года, но в апреле министерство сдалось: его глава Антон Силуанов признал, что из 41 запланированной госпрограммы готовы только 8.

На заседании правительства 19 июля глава Минфина в последний раз предупредил: формирование федерального бюджета в программном формате начнется с 2014 года. Новый формат бюджета позволит серьезно экономить, считает чиновник. «Каждой государственной программе будет соответствовать своя целевая статья расходов», — объяснил Силуанов Дмитрию Медведеву и другим участникам заседания.

Способом борьбы с разбазариванием средств станут привычные чиновникам отчеты и доклады — но в более жестком формате. Так, представители федеральных ведомств должны будут «защищать» госпрограммы, за которые отвечают, не только в правительстве, но и в Федеральном Собрании — в том числе и на профильных комитетах.

Один из способов сэкономить средства казны, также предложенный Минфином, — усилить контроль за расходованием субсидий, которые получают бюджеты всех уровней. «Существует множество субсидий, и их администрирование составляет значительные административные издержки как для субъектов Российской Федерации, так и для федеральных органов», — объяснил Силуанов. Так что было принято простое решение — объединить все многочисленные субсидии в единую.

Таким образом, разрозненные органы власти смогут совместно и слаженно достигать цели, поставленные в программах, рассчитывает Минфин.

Кстати, если госорганы будут вынуждены перейти на программный принцип расходования средств с 2014 года, то субъектам РФ и муниципалитетам решено дать отсрочку. «Им предоставляется право выбора: сохранить традиционный формат бюджета, или перейти к программному бюджету», — отметил министр. Правда, вряд ли кто-то побежит «впереди паровоза».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру