На паутину наступают с трех сторон

Кремль, правительство и Госдума пишут новый закон об Интернете

Концепция будущего комплексного закона об Интернете рассматривается в настоящее время в Администрации Президента и в апреле будет представлена общественности для публичного обсуждения. Об этом сообщил «МК» член комитета Госдумы по информационной политике, информтехнологиям и связи единоросс Роберт Шлегель; информацию подтверждают и другие состоящие в комитете депутаты. Опрошенные «МК» эксперты и оппозиционеры опасаются новых цензурных ужесточений, но уповают на то, что совсем зарегулировать Всемирную Паутину не удастся никакому бенкендорфу.

Кремль, правительство и Госдума пишут новый закон об Интернете

Правительство, Дума и Администрация Президента достигли консенсуса, говорит Роберт Шлегель: закону об Интернете — быть. «Сейчас происходит подготовка документов на уровне концепции, ее рассматривают в АП, — рассказал парламентарий. — После этого начнется разработка текста. В апреле мы представим свои наработки и проведем публичное обсуждение. Если это всех устраивает — тогда принимаем». Шлегель уверяет, что принятие законопроекта планируется именно в таком вдумчивом режиме, а не в авральном, как знаменитый закон о черном списке интернет-сайтов.

Депутат рассказал, что закон будет затрагивать в первую очередь «техническую сторону вопроса»: «Нужен понятийный аппарат. В меньшей степени это коснется блогов и в большей — таких понятий, как провайдер, хостинг, предоставление доступа, сохранение данных». Кроме того, закон упростит применение офлайновых уголовных и административных норм в онлайне. И вот тут возможны репрессивные меры в адрес резвящихся блогеров. «Как человек, которому постоянно пишут оскорбления и угрозы в Сети, я хотел бы иметь возможность взыскать ущерб», — признает единоросс личную заинтересованность.

«Я не обращаю внимания на обидные слова в «Твиттере», но оскорбление — это уже преступление», — заочно поддерживает коллегу член того же комитета Госдумы Вадим Деньгин (ЛДПР). «МК» он рассказал, что Сеть стала «территорией киберпреступности, где на тебя могут слепить любую информационную «куклу», где процветают терроризм и экстремизм». Странно, мы, журналисты, таких ужасов в онлайне не замечали. Но депутатскому оку виднее — и парламентарий нашел в происходящем политическую подоплеку: «Интернет благодаря болотной оппозиции превратился в какую-то грязь».

В подготовку будущего законопроекта активно включилась непарламентская Интернет-партия РФ, открывшая 83 портала в каждом из регионов страны для сбора предложений. «Блогеры не понимают, о чем речь, и забеспокоятся, только когда закон уже будет принят», — говорит «МК» председатель ИПРФ Кирилл Федоров, считающий, что у интернет-сообщества есть шанс повлиять на содержание закона: все народные чаяния будут переданы Роберту Шлегелю. Пока, по словам Федорова, собрано «25—30 идей». В основном люди обеспокоены клеветой и ложью в Сети, безопасностью платежных систем и тем, что далеко не во всех городах и весях есть высокоскоростной Интернет.

Представители оппозиции между тем не ждут от нового закона ничего хорошего. «Ко всему, что разрабатывается в Госдуме, у меня крайне настороженное отношение. Всегда какие-то подвохи выскакивают», — поделился с «МК» член профильного комитета от «Справедливой России» Андрей Туманов. Однако парламентарий оптимистично полагает, что затея с регулированием Сети провалится: «Интернет сильнее и найдет другие пути преодолеть преграды, которые выставят депутаты».

Похожей точки зрения придерживается член ЦК КПРФ, активный блогер Андрей Клычков. В беседе с «МК» он напомнил о том, что бывший первый замглавы кремлевской администрации Владислав Сурков ранее уже обсуждал с молодыми представителями разных партий идею регулирования Интернета. «Тогда решили, что регулирование невозможно, так как его легко преодолеть через механизмы регистрации», — говорит коммунист. Как это делается, продемонстрировала сетевая энциклопедия «Луркоморье», осенью внесенная в черный список сайтов. В считаные минуты после блокировки авторы ресурса перенесли его на другой IP-адрес и вновь открыли для посетителей.

Представители профессионального сообщества подходят к вопросу более рационально: цензуры не боятся, но и не видят необходимости в создании «понятийного аппарата». Московский веб-дизайнер Владимир Зайченко, занимающийся получением хостинга для сайтов своих клиентов, рассказал «МК», что за годы работы ни разу не сталкивался с проблемами, вызванными законодательными недоработками. «Здесь действуют общие законы о правах потребителей, — говорит Зайченко. — Берешь в аренду хост-площадку, физический или виртуальный сервер, оформляешь на себя домен второго уровня. Имеющихся законов вполне хватает».

Впрочем, формулировка «техническая сторона вопроса» никого не должна вводить в заблуждение: закон о черных списках тоже касался не простых пользователей, а провайдеров. Вылавливать по одному распоясавшихся блогеров слишком хлопотно, проще надавить на операторов связи и под страхом изъятия лицензии заставить их, скажем, жестко модерировать контент или целиком «сносить» крамольные страницы. Ведь за свободу слова в Сети борются отдельные энтузиасты, а провайдеру главное — чтобы бизнес не страдал.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру