Владимир Лукин и Борис Титов просят ограничить судей в правах

Правозащитники обратились к Владимиру Путину с просьбой изменить Уголовно-процессуальный кодекс

Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин и уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов обратились к Владимиру Путину с просьбой изменить УПК. Омбудсмены протестуют против права судей практически безгранично продлевать срок заключения в СИЗО подозреваемых в головных преступлениях лиц. Правозащитники указывают на то, что некоторые из них ждут «за решеткой» вынесения приговора дольше, чем предполагает инкриминируемая им статья.

Правозащитники обратились к Владимиру Путину с просьбой изменить Уголовно-процессуальный кодекс
Владимир Лукин

В письме, направленном на имя президента за подписью уполномоченных по правам человека и предпринимателей, содержится просьба о внесении двух системных изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

Во первых, правозащитники просят установить предельный срок содержания под стражей лиц, обвиняемых в совершении преступлений. При этом, отменить какие-либо исключения, позволяющие продлить этот срок по решению суда.

Дело в том, что нынешнее законодательство в таких случаях отводит прокуратуре 1,5 года на следственные мероприятия, и еще пол года на судебное разбирательство. После этого, суд неограниченное количество раз «в особых случаях» может продлевать меру пресечения на 3 месяца. Причем, выбор такой меры остается за судом.

«Никаких не может быть особых случаев, чтобы за 1,5 года не предъявили обвинения», - утверждает Титов. По мнению бизнес-амбудсмена, такая ситуация может говорить лишь об одном — следователи не выполняют свою работу.

Идея правозащитников состоит в том, что если следствие и суд не могут вынести обвинение в течение двух лет, то человека нельзя содержать в СИЗО. А меру пресечения необходимо смягчать до домашнего ареста или освобождения под залог.

Во вторых, омбудсмены просят изменить ст 63. УПК РФ. По их мнению, судья принимающий решение о выборе меры пресечения или продления ее срока не должен участвовать в рассмотрении дела по существу. «Если судья уже 5 лет продлевает арест обвиняемому, который обвиняется по статье, предполагающей максимальную меру наказания в 5 лет лишения свободы, то понятно какой приговор он вынесет», - аргументирует свою инициативу Титов.

Причем, к такой идее его и его коллегу подтолкнул вполне конкретный случай. В декабре судья Кировского районного суда Ростова-на-Дону Андрей Федоров в 14-й раз продлил срок содержания под стражей обвиняемому в мошенничестве в особо крупном размере предпринимателю Иосифу Кациву. Таким образом, в марте исполнится ровно 5 лет как он находится в заключении, не получив статуса преступника. При этом, максимальное наказание по статье, которая ему инкриминируется, недавно было уменьшено до 5 лет лишения свободы.

«Эту историю можно назвать неслыханной. Но, к сожалению, о таких случаях мы слышали неоднократно», - констатирует Владимир Лукин. По его словам, подобные истории дискредитируют российскую судебную систему, как один из основных институтов действующей власти.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру