Иран хочет слезть с «нефтяной иглы»

Корреспондент «МК» побывал на иранском острове, где не бывали иностранные журналисты

На остров Харк в Персидском заливе не ступала нога журналиста с момента Исламской революции в 1979 году. Тут находится нефтяное сердце Ирана - именно отсюда экспортируют 90% иранской нефти. На Харг мы прилетели вместе с губернатором провинции Бушер. С материка лету сюда порядка получаса. Пропускная система на Харге примерно как в наших закрытых городках - объект особый. Часть острова занимает город - дома, магазинчики, базар. На остальной части расположены объекты нефтеналивного терминала.

Корреспондент «МК» побывал на иранском острове, где не бывали иностранные журналисты

Сам остров занимает стратегическое положение в Персидском заливе - неподалеку в нейтральных водах "пасутся" авианосцы ВМФ США. Харг является лакомым кусочком еще с начала колониального периода, сначала за него сражались португальцы и голландцы, позже англичане основали здесь свою военную базу и отсюда начинали англо-персидские компании. Харг серьезно пострадал во время ирано-иракской войны. Авиация Саддама сбросила на остров более полутора тысяч бомб, боевые вылеты совершались каждый день. До сих пор глядя на ландшафт Харга можно в полной мере оценить масштабы бомбардировок... Сегодня иранцы хорошо понимают, что в случае внешнего нападения Харг станет одной из приоритетных мишеней, так что безопасность тут на высшем уровне. Невооруженным взглядом кругом на острове можно видеть советские "зенитки". Сотрудники нефтеналивного порта говорят, что они только для вида, небо над этой территорией защищает современная система ПВО: ракеты шахтного базирования. Еще одна особенность Харга – зона терминала полностью отключена от интернета. В прошлом году на них была предпринята хакерская атака на местные серверы, иранцам удалось её отбить, но выводы на будущее сделали и от всемирной сети пришлось отказаться. Впрочем, это вполне стандартная практика, многие режимные объекты в России также отключены от интернета.

– Непосредственно здесь нефть не добывают, - рассказывают нам. – Она приходит сюда по трубопроводам из нефтедобывающих районов - все они в основном сосредоточены здесь на юге. Природные ископаемые в нашей стране принадлежат исключительно иранскому народу. С этим мы определились еще в 1951 году, когда премьер-министр д-р Мохаммед Мосадэк национализировал иранскую нефть и отстранил от нашей нефти британцев и американцев. Они этого не простили и свергли легитимного главу правительства.

Отправка нефти в страны-потребители происходит следующим образом: к Т-образному причалу подходит танкер ёмкостью 250 тысяч тонн - в течение суток его полностью загружают и отправляют. Всего к причалу "Т" могут пришвартоваться шесть танкеров. Второй причал с противоположной стороны может одновременно наполнять четыре танкера, но ёмкостью в два раза больше - по 500 тысяч тонн. Загрузка такого танкера длится 48 часов.

Пока Америка давит на Иран санкциями: 6 февраля в силу вступил их новый - третий уровень. По замыслу США иностранные банки, обслуживающие операции по продаже иранской нефти и газа, отныне должны придерживаться новых условий и соответственно прекратить сопровождение этих сделок. В противном случае они могут потерять доступ к американской банковской системе.

Это санкции уже так называемого третьего уровня. Первые санкции были приняты в Совбезе ООН, они не были такими значительными, их также поддержала Россия. Согласно этим санкциям в Иран запрещено поставлять ряд вооружений. Второй уровень санкций был принят США - и он периодически обновляется, в частности это эмбарго на поставки иранской нефти. И в июле прошлого года к этим санкциям присоединился Евросоюз, куда Иран продавал 18 процентов от общего экспорта своей нефти. Министр экономики и развития Ирана господин Хосейни заявил, что потери государства за этот период составили 47 миллиардов долларов. Впрочем, нефть у Ирана продолжали покупать Китай, Япония, Южная Корея и Индия. И новые санкции направлены как раз на то, чтобы запретить покупать иранскую нефть еще и этим странам.

По данным Международного энергетического агентства, за прошедший год поставки нефти из Ирана сократились почти на треть с более чем двух миллионов баррелей в день до 860 тыс. тонн. В то же время Саудовская Аравия - главный оплот американцев на Ближнем Востоке и основной конкурент Ирана - увеличила добычу нефти до 10 миллионов тонн в день. Поскольку экспорт нефти был существенно сокращен, сейчас иранцы нереализованный процент хранят в специальных резервуаров - их на острове десятки. Такие огромные, высотой с 16-этажный дом, на него можно забрать по лестнице и встать сверху на крышку. Так страшно, крышка балансирует, под ногами миллион баррелей нефти! В голове возникает один вопрос: интересно человек в ней утонет или может плавать? А пахнет-то как, - сероводородом. Нет, миллиардами долларов, войнами, Уолл стрит...

– Санкции рано или поздно закончатся, а потребность в нефти останется, – говорят нам. – Мы продолжаем трудиться. Ежедневно из Харга совершается семь рейсов на материк, в том числе и в столицу Тегеран. По-моему это показатель, что работа кипит...

***

Следующий объект, где иранцы позволили побывать корреспонденту "МК" - местечко Ассалуйе. Оно находится на самом юге Ирана, в 270 км от города Бушер - по хорошей дороге ехать всего два часа (не в пример России в Иране качественные трассы по всей стране). В Ассалуйе - специальная экономическая энергетическая свободная зона. То есть в одном месте сосредоточены десятки предприятий, связанных с природными ископаемыми и их переработкой - нефтеперегонные заводы, газораспределительные станции, морской порт, аэропорт. Здесь живёт и трудится более ста двадцати тысяч человек. Специально для них создана вся инфраструктура – и даже построили два университета.

Именно здесь находится и одно из крупнейших в мире газовых месторождений Южный Парс - его открыли в 1990-м году, выяснилось что там содержится десятая часть общего мирового запаса газа! Правительство Ирана поделило Южный Парс на 28 участков и вот тут газ именно добывают и прямо отсюда отправляют в страны-покупатели. В Ассалуйе кругом возвышаются газовые вышки, откуда исходит пламя - сгорают остатки газа. И если бы не многочисленные трудопроводы, заводы и предприятия, то вполне может показаться, что вокруг древний Иран, горы, пыль, страна огнепоклонников и пророка Заратустры. Здесь как раз неподалеку археологи нашли ряд исторических памятников - зороастрийское кладбище и систему водоснабжения.

- Мы стремимся к тому, чтобы не быть страной с сырьевой экономикой. Это «стратегия сопротивления». Еще лидер исламской революции Аятолла Хомейни сказал, что иранцам нельзя полагаться только на наши природные недра – это опасность, которая может привести нас в ловушку зависимости. Поэтому мы развиваем еще и науку, технологии, промышленность… - рассказывает генеральный директор Ассалуйе Масуд Масури. - Кроме того, наши власти учли то, что враги будут давить на нас за независимую позицию во внешней политике - Иран старается не быть зависимым ни от кого. Сто процентов в кадров, работающих здесь, включая высоко квалифицированных инженеров, - иранцы, 100% инвестиций принадлежат государству и частным иранским предпринимателям. И 60% всего оборудования, на котором работают здесь - производится в Иране. Таким образом, санкциям пока не удалось парализовать экономику страны.

В словах этого иранского чиновника можно усмотреть намёк на арабских соседей - Катар, Саудовскую Аравию, которые живут именно по такому принципу - качаем нефть и газ, продаем, живем как паразиты. В Иране такую тактику не приемлют и вот уже второй год в стране реализуется специальная программа "ненефтяной" отрасли.

***

Предприятия, которые работают в несырьевом экономическом секторе Ирана - сосредоточены в районе порта Бушер. Когда-то это был крупнейший порт на побережье Персидского залива - сегодня пальма первенства ушла к более глубоководному Бандар-Аббасу. Но порт "Бушер" до сих пор называют "морскими воротами" Ирана и теперь здесь сосредоточены тысячи предприятий свободной экономической зоны: рыбные и креветочные заводы, деревообрабатывающие комбинаты, судостроительные корпорации.

- Санкции пока не повлияли на грузооборот – в прошлом году он составил 5 миллионов тонн, а на сегодняшний день четыре с половиной, но в Иране как известно год начинается 21 марта – после праздника Ноуруз. К этому времени как раз доберем до показателей минувшего года. - говорит Мохаммад Растад, генеральный директор порта. - А что будет в следующем году никто не знает. Пока торговля идёт хорошо – больше всего с Китаем, Южной Кореей, Японией, Малайзией. С Россией хотелось бы улучшить товарооборот…

Сейчас иранцы готовятся передать Венесуэле построенный по их заказу танкер грузовой ёмкостью 113 тонн. Торжественную церемонию передачи должен провести сам президент Ирана Махмуд Ахмадинежад, который, кстати, скоро перестанет занимать этот пост. 14 июня в Иране пройдут президентские выборы и поскольку Ахмадинежад пробыл на этом посту уже два срока, согласно конституции Ирана в третий раз он не может быть избран.

Помимо всего прочего, в Бушере строят нефтяные платформы для добычи в Персидском заливе. Сейчас идет работа над самой масштабной, которую должны установят уже в следующем году. Это будет целый гостиничный комплекс для нефтяников: жилые блоки, ресторан, клуб, кинотеатр…

***

Как известно, в Иране произошла серьезная девальвация национальной валюты. Ещё летом прошлого года за один доллар в обменниках давали девятнадцать тысяч реалов, в ноябре курс вырос до тридцати тысяч, а сейчас один доллар меняют по сорок тысяч реалов! То есть курс американской валюты вырос больше чем в два раза. Сложно представить, что произошло бы в нашей стране если бы доллар за полгода стал стоить вместо тридцати рублей - шестьдесят... А народ в Иране пока не ощутил наглядной инфляции - базарные цены на продукты питания такие же, как летом, немного выросли счета за квартплату и коммунальные платежи - и то в некоторых провинциях. Безусловно явно дороже стало то, что завозится из-за границы, но эти товары не являются товарами первой необходимости - подорожали, например, корейские иномарки, японская бытовая техника, косметика и одежда мировых брендов в бутиках на центральной улице Тегерана Валиаср... Впрочем, иранцы которые до девальвации могли покупать такие вещи, могут покупать их и сейчас - их доходы, скорее всего, исчисляются в долларах, а не реалах.

Экономическая ситуация в Иране пока относительно стабильна во многом благодаря системе, которую еще более десяти лет назад ввели в практику власти Исламской республики - развитие ненефтяной отрасли. Внешне это напоминает северокорейскую "идею чучхе" - выживание за счет опоры на собственные силы. Но на деле возможность проводить в регионе независимую политику без оглядки на шантаж из вне.

Прогуливаясь по Бушеру, в самом центре города сложно не заметить стены с надписями "Смерть Америки и её союзникам!" и "Смерть Израилю". Полно подобных граффити и в Тегеране - самые живописные на стенах бывшего американского посольства на улице Талегани напротив православной церкви, того самого посольства, которое захватили студенты в 1979 году. По периметру здания на стенах с колючей проволокой написано: "Мы растопчем Америку!" По крайней мере, иранцы в это искренне верят...

Бушер-Тегеран-Москва.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру