Сурков на завтрак, Медведев на обед, или откуда в России берутся демократы

Реплика обозревателя Отдела политики Михаила Ростовского

Отгадайте загадку. Что бы это значило: звон тарелок, вилок и ножей, чавкающие звуки и истошные крики пожираемых: «Я выхожу из партии! У меня с вами возникли наисерьезнейшие идеологические разногласия!»?

Реплика обозревателя Отдела политики Михаила Ростовского
Рисунок Алексея Меринова

Не догадались? Позор на ваши седые и не седые головы! Это звуковое сопровождение российского политического процесса — или если быть более точным, процесса смены команд в верхушке российской власти.

В нашем совсем не отдаленном прошлом был в России такой довольно крупный чиновник, правая рука «короля публичной политики» Владислава Суркова, Алексей Чеснаков. Служил себе наш чиновник Чеснаков и не тужил, неукоснительно выполнял все директивы «партии и правительства». Однако пришли новые времена. Ни Владислава Суркова, ни его команды в Кремле больше нет. А Алексея Чеснакова «обидели» — не дали ему избраться в сенат. И наш образцовый служака Чеснаков «прозрел» — вышел из «Единой России», объяснив этот шаг идеологическими расхождениями.

Вот как об этом поведал сам Чеснаков: «Накопился некий багаж стилистических разногласий с партией. Я не согласен с частью законотворческой деятельности «Единой России», в частности, касающейся регулирования медиапространства, Интернета. Кроме того, большинство законопроектов вообще не обсуждается в партии региональными структурами, не было полноценной дискуссии».

Браво вам, о смелый демократ г-н Чеснаков! Наконец-то нашелся человек, который раскрыл нам глаза. А мы-то и не знали, что при Суркове все, оказывается, было по-другому. Власть не пыталась излишне регулировать Интернет и медиапространство. Все законопроекты не спускались сверху парламенту «Единой России» — типа, нате вам, проштампуйте, — а сначала подробно и вдумчиво обсуждались всеми медвежьими партийными организациями.

Я слышу громкие крики «не верю» или мне послышалось? А вот я, товарищи, не только от всей души верю Алексею Чеснакову, я считаю его заявление важным вкладом в науку. Теперь у нас есть ответ на давно волнующий многих вопрос: откуда в России берутся демократы?

Как, например, на Западе принято объяснять, почему у данного конкретного человека именно эти, а не противоположные политические воззрения? Вот одна из теорий, которая, с моей точки зрения, является шуткой менее чем на 50%. Консерватор — это бывший либерал, которого недавно ограбили. А либерал — это бывший консерватор, который только что провел несколько милых часов в полицейской камере предварительного заключения.

Но у России, как известно, собственная гордость. Западные политологические выкладки к нам неприменимы, поэтому предлагаю вашему вниманию сделанное мною с помощью Алексея Чеснакова научное открытие: свежеиспеченный демократ в России — это с большой долей вероятности недавний чиновник-охранитель, которого выкинули из номенклатурной обоймы.

Естественно, несмотря на все свои очевидные таланты, в одиночку новый «борец за свободу» Алексей Чеснаков не может сильно продвинуть вперед российский демократический процесс. Но не стоит отчаиваться! Возможно, скоро у Чеснакова появятся «товарищи по борьбе».

Известный знаток жизни российской элиты, политолог Евгений Минченко только что выпустил очередной доклад из своей культовой серии «Политбюро 2.0». На сей раз научный труд озаглавлен так: «Год правительства Дмитрия Медведева — итоги и перспективы».

Как и следовало ожидать, Евгений Минченко приходит к основному выводу: несмотря на краткий срок существования, «итогов» у кабинета Медведева явно больше, чем «перспектив». Минченко пишет: процесс демонтажа «медведевской коалиции», сложившейся в 2007 году («семья» Б.Ельцина, часть крупного бизнеса и федеральной бюрократии), и оставшихся элементов тандемократии ускоряется и, как следствие, становится необратимым.

Сделав этот вывод, Минченко подробно описывает процесс «раскулачивания» премьера. Особенно меня впечатлил вот какой тезис политолога: «Основные характеристики, которые сложились в публичном облике Дмитрия Медведева, оказались нейтрализованы. Традиционно позиционировавший себя как либерал, Медведев во главе правительства вынужден реализовывать нелиберальный курс. Возглавив «Единую Россию», он публично заявил о себе как о консерваторе. Руководство правящей партией стало для Медведева обременением».

Думаю, что сейчас вы имеете полное право задать вопрос: Медведева превратили из либерала в консерватора. Откуда же, по мысли автора этой колонки, должны появиться новые группы «прозревших демократов»? А вот откуда. «Динамика внутри правительства будет выражаться в отставках его членов», — пишет Минченко, указывая, что речь может идти об уходе как отдельных членов медведевской команды, так и самого премьера.

Если Дмитрия Анатольевича «попросят» из руководителей правительства, то вряд ли ему дадут возможность стать открытым оппозиционером. Скорее всего, бывшему президенту предложат отправиться в Санкт-Петербург объединять все высшие судебные инстанции и не лезть при этом в правительство. Однако бьюсь об заклад: в частных и не очень частных разговорах члены медведевской команды будут утверждать, что они пострадали «за свои демократические взгляды». Наверное, эти люди даже будут искренне верить в свои слова. Но только я все никак не могу понять одной вещи: почему демократические взгляды у российских чиновников появляются только тогда, когда их «подают на обед» другим чиновникам?

Полный текст интервью с Алексеем Чеснаковым читайте здесь.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру