Протесты в Турции: никто не хочет выглядеть проигравшим

Встреча Эрдогана с манифестантами положила начало перемирию?

В Турции после того, как произошли наиболее ожесточенные столкновения полиции и протестующих, премьер-министр страны Реджеп Тайип Эрдоган встретился с представителями протеста. Похоже, конфликтующим сторонам удалось договориться, по крайней мере, о референдуме. Однако что на самом деле стоит ждать от прошедших переговоров?

Встреча Эрдогана с манифестантами положила начало перемирию?

«Представители Гези-парка говорили 4 с половиной часа, а премьер-министр – полчаса, - комментирует «МК» из Стамбула корреспондент крымского телевидения АТР Осман ПАШАЕВ. - Все хорошо, тепло, замечательно. Упоминалось слово «референдум», но потом возник вопрос: непонятно какой референдум – стамбульский или референдум в районе Бейоглу, где этот парк находится? Кроме того, есть такая штука, что власть пытается протест иерархизировать по вертикали, а он на это не ведется. Причем, некоторые говорят: «Кто вас выбрал? Где ваши главные?» – а у них нет главных. Пока это так и выглядит. Поэтому говорить, что кто-то представляет платформу Гези-парка, не имеет смысла.

- То есть это был обычный обмен мнениями?

- Это был обмен мнениями, но все заговорили о референдуме. Видимо, это то, что позволяет выйти из ситуации, не показав себя проигравшей стороной.

- Что сейчас происходит на Таксиме? Полиция заняла площадь?

- Полиция стоит в сторонке, поэтому на Таксиме сейчас вообще никого нет. Она – со всех сторон, прилегающих к Таксиму. Она никому не препятствует заходить на площадь. Если группы будут большие, организованные – то что-то применят. А вчера, когда вечером на Таксим вышли адвокаты с демонстрацией, полиция их не трогала. Несколько дней назад была ситуация с задержанием 49 адвокатов, которые защищали представителей Гези-парка. Так вот после этого их коллеги устроили демарш. Нужно еще помнить: Эрдоган сказал перед встречей, что в течение 24 часов все закончится.

- А что творится в парке Гези?

- В Гези-парке сейчас дежурит молодежь. Там от силы пара тысяч, ну до пяти тысяч может быть. А разгон от 2 до 200 тысяч в течение часа может произойти. Можно смотреть по Твиттеру – если Твиттер начинает возбуждаться, то что-то может произойти. У меня все спрашивают прогнозы, перспективы и прочее, но я почти месяц в Турции и я понимаю, что в этой теме не может быть прогнозов. Полиция днем говорит, что на Гези-парк нападения не будет и через два часа начинает кидать туда шашки.

- Но не по правилам играет не только полиция. Губернатор Стамбула Хусейн Авни Мутлу выкладывал в Твиттер фото, на котором изображено оружие, обнаруженное у демонстрантов…

- После последних твитов губернатора на него вообще бы стоило «забить» и не слушать. Четыре дня назад в пять ночи его осенило, и он написал, что ему хочется быть среди молодежи. Кстати, позавчера он написал: «Забирайте, родители, своих детей, я не ручаюсь за их жизни». Причем, этим же днем он писал, что никаких нападений на защитников Гези-парка не будет. Либо мы по-разному понимаем тексты политиков, либо в Турции нормально в течение дня менять свое мнение».

По словам Пашаева, имеет огромное значение то, какой статус будет у возможного референдума. Если он будет проведен в историческом центре Стамбула - муниципалитете Бейоглу (где как раз находится «опасные» места - Гези-парк и площадь Таксим), то вполне вероятно, что власть проиграет. Этот район на 90 процентов настроен против премьер-министра. Однако, помимо этого, есть возможность провести общестамбульский референдум, исход которого предсказать будет труднее.


Игорь Субботин

* * *

Братья-близнецы Гюнеш и Доан Дуру — основатели стамбульской рок-группы REDD — принимали участие в массовых протестах, которые вот уже две недели не стихают в Турции. Более того, одна из песен этих рокеров стала своеобразным гимном митингов. Гюнеш Дуру рассказал «МК» в Питере», почему турки никак не успокоятся.

— Размах противостояния в Турции удивил весь мир. А сами турки ожидали от себя такого?

— Для нас это тоже было сюрпризом. Сейчас в протестах принимает участие в основном молодежь. А ведь она до недавнего времени политикой вообще не интересовалась. Все были уверены, что молодежь в Турции крепко спит. А оказалось, что нет...

— Массовые протесты начались после того, как власти сообщили о своем решении построить на месте парка Гези в Стамбуле торгово-развлекательный комплекс. Туркам так дорого это место, что они готовы ради него устраивать беспорядки по всей стране?

— Ситуация с парком стала последней каплей. На самом деле катализатором взрыва могло быть все что угодно. Проблема в том, что любая идея нашего премьер-министра Тайипа Эрдогана моментально становится законом. Он может посмотреть с вертолета на какое-то место и сказать: «О, мне здесь нравится, построю-ка я тут мечеть». Люди потом могут обсуждать эту идею сколько угодно, но иное решение им принять все равно не дадут. И так во всех сферах жизни. Конечно, Эрдоган смог поднять нашу экономику, людям теперь живется легче. Но вместе с этим мы получили человека, который диктует свою волю абсолютно всем. Конечно, у нас пока не тоталитарный режим, но все равно очень жесткий. К тому же происходит некая исламизация страны. Эрдоган пытается всех турок сделать религиозными, хотят они того или нет. В Турции влюбленным не стоит публично проявлять свои чувства, целоваться. То же самое касается абортов или совместной жизни вне брака. Сейчас обсуждается возможность введения нового закона, по которому во всех семьях должно быть не меньше трех детей.

— Большинству турок это не нравится?

— Конечно. Но при этом ни у кого нет выбора — за нас все решит Эрдоган. Но мы уже привыкли жить при демократии и не хотим ничего менять.

— Как вы думаете, если беспорядки не прекратятся, полиция будет применять огнестрельное оружие против демонстрантов?

— Вряд ли. Скорее всего, дело ограничится водометами, слезоточивым газом и резиновыми пулями. Недавно Эрдоган заявил примерно следующее: «Меня на выборах поддержало 50 процентов населения. Пока что они спокойно сидят дома, но, если я скажу, они выйдут на улицы против вас. Не вынуждайте меня сделать это». На самом деле не так много людей, которые действительно согласятся выйти на площадь ради него. Они не пойдут против своего народа.

— Как вы думаете, чем закончатся массовые беспорядки в Турции?

— Никаких прогнозов сделать нельзя. Эрдоган — человек, который не привык отступать. И это подтверждается его жесткой реакцией на массовые беспорядки. Дошло уже до того, что в Измире арестовали шестерых человек, которые поддерживали протесты в Твиттере. Но мы все равно не пойдем на попятную. Сейчас турки хотят добиться досрочных выборов. Если это случится, главное, чтобы Эрдогана вновь не поддержало 50 процентов населения.


Екатерина Дементьева

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру