Хроника событий Сергей Неверов: Наша задача - обеспечить доверие результатам праймериз Фактор Чурова Поддержать Собянина и умереть. Откровения голосовавших на дому Еще один план Путина ЦИК не будет менять единый день голосования на будний

Собянину и Навальному не хватает денег на выборы

Идеальная кампания в столице стоят дороже, чем собрали все кандидаты, вместе взятые

12 августа 2013 в 19:34, просмотров: 3907

Врио московского градоначальника, он же кандидат на пост мэра Москвы Сергей Собянин собрал на свою избирательную кампанию 100 миллионов рублей — почти столько же, сколько все его шесть конкурентов, вместе взятые. Их совокупный бюджет едва достигает отметки в 108 миллионов. «МК» поинтересовался экспертными оценками — как оказалось, с точки зрения специалиста, на нормальную кампанию денег не хватает решительно всем. Даже Собянину.

Собянину и Навальному не хватает денег на выборы
фото: Геннадий Черкасов
Сергей Собянин

Самым бедным оказался выдвиженец ЛДПР Михаил Дегтярёв, чьи сборы на кампанию не превышают стоимость «однушки» в спальном районе, а самым расточительным — выдвиженец КПРФ Иван Мельников: он уже успел потратить почти все собранные средства. Это следует из официальных данных Сбербанка, обнародованных Мосгоризбиркомом.

100,5 миллионов — таков рекордный сбор средств в пользу Сергея Собянина. 6 миллионов из этих денег были возвращены жертвователям или перечислены в бюджет. Обычно это делается, когда деньги поступают на счёт с нарушениями, что вовсе не означает какие-то махинации со стороны кандидата: просто жертвователь мог забыть вписать полное имя или паспортные данные. Собянин, кроме того, единственный кандидат, за которым числится особо крупный перевод: в субботу 6 июля с его избирательного счёта было снято за раз 15 миллионов рублей.

Сколько Собянин вернул, столько Михаил Дегтярёв собрал — всего 6, 1 млн рублей. Почти все они уже потрачены на кампанию. Таким образом кандидат от ЛДПР стал самым бедным из семёрки конкурентов.

На втором месте после Собянина хвост в хвост идут любимец Болотной площади, официальный оппозиционер № 1 Алексей Навальный

http://www.mk.ru/politics/article/2013/08/12/897846-navalnyiy-segodnya-kak-eltsin-vchera.html

и вице-спикер Госдумы, председатель партии «Справедливая Россия» Николай Левичев — у них по 31 миллиону на каждого. Впрочем, Навальный всё-таки обошёл эсера на четверть миллиона. Из собранных средств он успел потратить около 16 миллионов, тогда как Левичев, судя по данным Сбербанка, ведёт кампанию с большим размахом и освоил уже 23 миллиона рублей.

Всего 200 тысяч разницы оказалось также у двух конкурентов по левому полю — кандидата КПРФ, первого вице-спикера Госдумы Ивана Мельникова (19,9 млн) и лидера «Яблока» Сергея Митрохина (20,1 млн). Вот только Мельников с пролетарской широтой спустил почти всё до копейки, оставив на счету 640 тысяч, а Митрохин приберёг 6 миллионов для решающего финального броска.

Так что налицо тенденция: левые кандидаты (Мельников, Левичев) деньги тратят легче, чем правые и либералы (Митрохин, Навальный). Впрочем, это данные по состоянию на 6 августа — за оставшийся месяц цифры ещё могут сильно измениться.

Кстати, ни за кем из кандидатов, кроме Собянина и Навального, не значится возврат части средств. То ли только эти двое тщательно следят за тем, что и кто им перечисляет, то ли у других нарушения даже случайно не проскальзывают.

Достаточно ли кандидатам собранных денег, чтобы провести достойную кампанию? «МК» задал этот вопрос практикующему политтехнологу, директору Института политической социологии Вячеславу Смирнову. И оказалось, что размеры всех избирательных фондов — включая собянинский — не выдерживают никакой критики.

Расходы денежных средств показывают, насколько кандидаты рассчитывают на победу, - говорит Смирнов. - Идеальный кандидат в идеальных условиях если наберёт 50 млн долларов - это хорошо, 10 миллионов — уже мало. Но если бы у того же Навального было хотя бы 10 миллионов долларов, тогда можно было бы говорить о серьезной кампании. Но в этом случае кандидат должен говорить не только то, что он хочет, но и то, что хотят избиратели.

Кроме того, по оценке Смирнова, «половина москвичей никуда не ходят и ориентируются только на телевидение». Поэтому эта статья расходов должна доминировать в избирательном бюджете «Минимум 10 долларов на избирателя — цены одинаковы и в Москве, и в Берлине», - предупреждает Смирнов.

Получается, что даже избирательный фонд Собянина в три раза ниже той планки, от которой начинаются серьёзные разговоры. Впрочем, у врио мэра бедность бюджета компенсируется адмресурсом — за этим словом скрываются и построенные на средства города детские площадки и парки, и «московские надбавки» учителям и пенсионерам. А вот остальные кандидаты, по оценке Смирнова, вкладываются в основном в собственные «пиар и раскрутку». Во всяком случае, больше у них просто ни на что не должно хватить...

Смотрите видео МК ТВ «Все кандидаты в мэры Москвы: восемь с половиной против Собянина»

02:17

Единый день голосования. Хроника событий


Партнеры