Канада угрожает санкциями крупнейшему автомобильному заводу Калининграда

«Прислали управляющей компании письмо с указанием прекратить сотрудничество»

13.05.2014 в 19:23, просмотров: 17667

Во вторник Дмитрий Медведев прибыл в самый западный регион страны - Калининградскую область - для того, чтобы провести совещание по функционированию этой Особой экономической зоны. "Жители региона долго вас ждали, - встретил его местный губернатор. - У нас назрел вопрос". Руководителей калининградских компаний очень интересовала тема таможенных льгот. С 1 апреля 2016 года ряд преференций для резидентов ОЭЗ отменятся. Предприниматели волновались о своем будущем. Правительство их успокоило обещанием миллиардных субсидий.

Канада угрожает санкциями крупнейшему автомобильному заводу Калининграда
фото: Михаил Ковалев

О том, что правительство может предусмотреть субсидии для компаний особой экономической зоны (ОЭЗ) Калининградской области, которые в 2016 году потеряют льготы по уплате таможенных пошлин, первым журналистам сообщил глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. Борт премьер-министра еще не приземлился на Калининградской земле, а журналисты уже знали главную новость дня.

Ступив на Калининградскую землю, Дмитрий Медведев первым делом посетил завод компании "Автотор". Предприятие производит около 250 тысяч автомобилей и занимает по этому показателю второе место в России после АВТОВАЗа, а по количеству производимых автомобилей иностранных брендов - первое место. Действующее автопроизводство является одной из основных составляющих экономики региона.

Однако недавно в дела бизнеса вмешалась политика. Председатель совета директоров компании "Автотор" Владимир Щербаков рассказал Дмитрию Медведеву, что канадское правительство прислало письмо канадско-австрийской компании Magna, которая является 40-процентным акционером управляющей компании проекта. В письме предлагалось прекратить сотрудничество с «Автотором». Но австрийское представительство, тем не менее, заявило, что планирует продолжить работу с российской стороной.

Медведев в ответ поручил главе Минпромторга Денису Мантурову проконтролировать создавшуюся ситуацию.

Помимо политики предприятию грозят и экономические проблемы. Проект "Автотор", в который было инвестировано более 440 млн евро, создавался под условия Особой экономической зоны в Калининградской области. Но с 1 апреля 2016 года в соответствии с нормами ВТО завершается действие переходного периода для предприятий калининградской ОЭЗ, позволяющего использовать льготный порядок вывоза на внутренний рынок Таможенного союза товаров, прошедших переработку с использованием иностранных товаров. С этой даты их вывоз будет осуществляться с уплатой ввозной таможенной пошлины и НДС. "Это, конечно, приведет к существенному повышению налоговой нагрузки на малый и средний бизнес," - признал Дмитрий Медведев.

С ним согласен и глава Минэкономразвития. По мнению Алексея Улюкаева, это создаст большие проблемы для ряда производителей, включая "Автотор". Всего речь идет примерно о 50 тысячах рабочих мест, которые окажутся под риском. "А с учетом косвенных эффектов это уже 170 тысяч рабочих мест," - уточнил Улюкаев. Его министерство будет предлагать механизм субсидирования предприятий Калининградской области бюджетом самой области, который, в свою очередь, может получить трансфер из федерального бюджета. Размер возможных субсидий Улюкаев оценил в 40-60 миллиардов рублей в год.

Между тем, губернатор Калининградской области Николай Цуканов предложил и другие решения проблемы. В частности, компенсировать транспортные издержки на перевозку товаров, производимых на территории области; упростить таможенное администрирование; снять барьеры для транзита товаров; выравнить областные тарифы на газ по отношению к Центральной России; установить льготы для новых предприятий, размещающихся в особых зонах, и прочее.

Глава правительства поддержал предложение снизить объем минимально необходимых инвестиций для получения статуса резидента ОЭЗ Калининградской области со 150 млн рублей до 50 млн рублей. Рассматривается возможность упрощения таможенного администрирования и предоставление субсидий на поддержку рынка труда. Но Дмитрий Медведев подчеркнул: "Это не исчерпывающий реестр мер. И это еще не решение".

"Сейчас основной набор вопросов — что будет с такими важными проектами, как Дальний Восток и Калининград, в условиях присоединения Крыма, - заявил Дмитрий Медведев. - Я хочу, чтобы вы услышали от меня: у нас нет изменений в приоритетах, и одним из приоритетов развития страны остается развитие Калининградской области, вне всякого сомнения, даже при появлении новых задач".

Справка "МК" (по материалам пресс-службы Правительства)

Особая экономическая зона, действующая на всей территории Калининградской области, была создана на срок до 2031 года в целях социально-экономического развития региона. Резидентами ОЭЗ являются калининградские компании, реализующие инвестиционные проекты (за исключением сфер добычи нефти, газа, производства подакцизных товаров, оптовой и розничной торговли и др.). Для них предусмотрены налоговые льготы по налогам на прибыль и на имущество (нулевая ставка в первые шесть лет, затем 50% с седьмого по двенадцатый год), а также по земельному налогу (нулевая ставка на пять лет). Кроме того, в рамках таможенного режима ОЭЗ предусмотрена возможность ввоза иностранных товаров без уплаты таможенных пошлин и налогов.

К настоящему времени в ОЭЗ зарегистрировано 94 резидента. По состоянию на 1 января 2014 года объем осуществленных ими инвестиций составил более 91,5 млрд рублей, в том числе в обрабатывающие производства - 44 млрд рублей, транспорт и связь - 22,4 млрд рублей. Создано более 10 тыс. новых рабочих мест. Объем производства, работ и услуг предприятий-резидентов в 2013 году составил 76,1 млрд рублей (10% от всего объема, выполненного организациями Калининградской области) и увеличился по сравнению с 2012 годом на 19%.



Партнеры