Биотопливное авто не завелось и со второго раза. Техника оказалась ни при чем, сработал человеческий фактор — водитель разволновался. Директор кировского биохимического завода Андрей Гордин в качестве экземпляра выставил собственную машину, на которой прекрасно ездит уже три года. Машина с самым обычным биотопливом — к бензину добавлен этиловый спирт этанол. Вместо угарного газа она вырабатывает углекислый. «Спирт? — заинтересовался Медведев. — А пить его можно?» Гордин шутку поддержал, но заметил, что в России и другого алкоголя хватает.
«Во всем мире переходят на биотопливо, а у нас — нет! — возмущался Гордин. — Газовики против, им это невыгодно — потеряют 5% прибыли. Я два года назад выступал в Государственной думе со своими предложениями. Знаете, что посоветовали мне депутаты? Приходить через пятнадцать лет, когда газ кончится». И тут директор сделал ход конем — привел в качестве аргумента Украину: мол, у них-то понимают, что при проблемах с газом нужно биотопливо. Соседи запустили уже несколько заводов, у них в почете пищевое сырье. А в Кирове могут делать биотопливо даже из низкосортной древесины. «Конечно, у Украины газа-то теперь нет, биотопливо нужно», — едко заметил российский премьер. И добавил, что тема прогрессивная и заниматься ею надо.
Автомобильная тема не оставляла премьера на форуме. Его внимание привлекла компания, готовая поставлять в Россию индивидуальные метановые автозаправки. Природный газ метан, который Россия продает в Европу, можно использовать не только для отопления домов, но и в качестве моторного топлива. Вместо бензина или дизеля его можно заправлять в бак автомобиля. Это экологически чистое и самое дешевое топливо. В Европе — модное, в странах третьего мира — жизненно необходимое. Компания предлагает поставить в Россию некоммерческие индивидуальные заправки. Аппарат размером с компактную стиральную машинку стоит от 150 тысяч рублей. Расход денег в шесть раз меньше, чем при использовании бензина. Окупаемость оборудования — в среднем полгода. Оптимальный вариант для малого бизнеса, использующего для работы автомобили.
Проблема, как часто бывает, кроется в законодательстве. Метана в аппарате совсем немного, но и он приравнивается к большим автозаправкам. По закону такой аппарат не может стоять, например, во дворе. Агентство стратегических инициатив уже рассмотрело этот проект и признало его системным, то есть затрагивающим интересы всего российского бизнеса. «Пусть Новак (глава Минэнерго. — «МК») ко мне зайдет, я его потороплю», — отозвался Медведев.
На форуме премьер поставил амбициозную цель — к 2020 году выйти на объем биоэкономики в размере около одного процента ВВП. А еще через десять лет — трех процентов. «Для развития этих технологий нужно будет преодолевать сопротивление. Те, кто получает деньги за реализацию традиционных энергоносителей, вряд ли скажет вам спасибо, — обратился премьер к собравшимся. — Но как государство мы заинтересованы в биотехнологиях. Иначе, когда произойдет очередная научная революция, мы окажемся на обочине цивилизации. Вместе со своим газом и нефтью».