Футбольные ставки в Денежном переулке

Чрезвычайный и полномочный посол Италии в России Чезаре Мариа Рагальини «Боление — больше, чем религия»

Я начал разговор с синьором Рагальини с поздравлений. И совсем не из дипломатических соображений: итальянцы действительно провели матч с Англией превосходно. Дореволюционный особняк итальянского посольства в Денежном переулке расположен неподалеку от нашего МИДа, что незатейливо подсказало первый вопрос. 

Чрезвычайный и полномочный посол Италии в России Чезаре Мариа Рагальини «Боление — больше, чем религия»
Фото предоставлено посольством

 — Господин посол, наш министр иностранных дел Сергей Лавров не просто болельщик, он еще и прекрасный футболист. Мне доводилось играть на поле против него, и остановить его прорывы почти настолько же сложно, как и нейтрализовать Марио Балотелли. Помогает ли общая с министром Лавровым любовь к футболу вашим контактам? Позволяет ли это сократить дистанцию при встречах?

— Могу понять ваши трудности на футбольном поле — министр Лавров прекрасно сложен, и, думаю, когда он идет в прорыв, остановить его невероятно трудно. Уже с точки зрения физических кондиций он может доставить много хлопот любому защитнику.

Честно говоря, нам с министром Лавровым еще не доводилось поговорить о футболе, думаю, все впереди. Например, в этом месяце, когда все сосредоточены на мундиале.

Вообще спортивные увлечения всегда помогают в личном общении. Это означает, что люди разделяют определенные ценности и определенное понимание не только спорта.

— Знаю, что почти каждый итальянец без ума от футбола…

— Большая часть итальянцев, конечно, играет в футбол, но в основном, когда они молоды. Начиная с определенного возраста, все о футболе, как ни грустно, только говорят. Зато этот разговорный футбол занимает гигантское место среди итальянских болельщиков. Все матчи комментируются до начала, во время самой игры, после. И поэтому каждый матч длится всю неделю. У нас огромное количество телевизионных программ и газет, которые занимаются спортом, и футболом в частности. И это в определенном смысле отражает сам характер итальянцев. Все болеют очень страстно — за команду своего города или региона. И есть три-четыре крупных итальянских клуба, за которые болеют по всей стране — «Интер», «Милан», «Ювентус».

— И вы…

— За «Интер» с детства.

— Когда вы в посольстве обсуждаете футбол, то, разумеется, спорите. Интересно, насколько демократично? Может ли, допустим, курьер сказать: «Господин посол, вы не правы. Я считаю, что Пранделли должен был играть вот таким составом».

— Футбол — одна из немногих областей, в которой быть послом ничего не значит. Футбольное боление — это больше, чем религия. И дипломаты даже готовы пожертвовать карьерой ради своей команды. Иной раз и охранники надо мной посмеиваются, если «Интер» проигрывает.

Вообще-то это здорово — мы шутим, веселимся, разряжаем атмосферу. Разговоры о футболе — способ общения для всех нас. И при футбольных разговорах я, конечно, не могу применить свое положение.

— Синьор Рагальини, видно невооруженным взглядом, что вы спортивный человек…

— Вам нужны очки. (Смеется.) Когда я был моложе, играл в футбол, теннис, занимался верховой ездой, фехтовал. Но потом, как я уже сказал, человек постепенно начинает больше говорить о спорте, чем заниматься. Мне очень нравится смотреть на баскетбольные матчи в России. Я здесь ходил на ЦСКА. И мне всегда нравился, хотя сам никогда не играл, хоккей. Этот интерес зародился еще с моей работы в посольстве в канадской Оттаве.

— Господин посол, вы упомянули о фехтовании. В вашей биографии была работа в разных «горячих точках». Отсюда высшие государственные награды Италии. Скажите, помогало ли ваше увлечение фехтованием в дипломатическом скрещивании шпаг?

— Я начал дипломатическую карьеру в Тегеране во время революции и войны в Иране, работал послом в Ираке, был в Багдаде во время американских бомбардировок.

Я думаю, что в формирование личности — профессиональной и человеческой — тот же спорт вносит свою лепту, дисциплинирует, оставляет свой след.

— Вы встречались с Фабио Капелло. Может быть, он вам раскрыл какие-то футбольные секреты, связанные с нашей сборной, которые, мы, допустим, не знаем?

— Да, я знаком с Фабио Капелло. Мы провели несколько замечательных вечеров вместе и смотрели футбольные матчи здесь в Москве. Я думаю, для российской сборной Капелло некий дополнительный элемент качества. Говорю отнюдь не потому, что он итальянец. Капелло — тренер, который побеждал по всему миру и выигрывал самые престижные трофеи. В какой бы команде, в какой бы стране он ни оказался. Ему всегда удавалось добиваться лучшего от своих футболистов.

И то, что российская сборная вышла в финальный бразильский турнир с первого места, лишний раз свидетельствует о высочайшей квалификации Фабио Капелло.

Мне сложно сказать, каких целей добьется сборная России в Бразилии, поскольку большинство ваших футболистов не имеют такого опыта, который необходим на чемпионатах мира. Но я уверен: у игроков сильная мотивация и они в любом случае получат ценнейший опыт в преддверии следующего чемпионата мира в России.

— А у вас, в свою очередь, господин посол, в связи с будущим чемпионатом мира также есть сильная мотивация задержаться в нашей стране как минимум до 2018 года.

— Если я не смогу остаться, надеюсь, мои российские друзья пригласят меня посмотреть финальную часть.

— Помогает ли вам, что в России работали и работают, как говорится, лучшие люди Италии — опять же Капелло, был Спалетти в «Зените», Мессина — в баскетбольном ЦСКА, Гамба — в дзюдо?

— У россиян прекрасный вкус. Действительно, вы пригласили в страну лучших. В определенном смысле эти великие люди — часть бренда «made in Italy». Разумеется, их прекрасная работа отражается и на положительном образе всей Италии.

— Перед тем как зайти к вам в кабинет, мы с вашими помощниками вспоминали 94-й год, финал чемпионата мира на лос-анджелесском стадионе «Роуз болл»: Италия—Бразилия.

— Я помню, помню.

— Я видел тогда с трибуны — Барези не забил в послематчевой серии пенальти, но вся итальянская сборная ему аплодировала, понимая при этом, что теряет Кубок мира. Аплодировала! Ведь Барези столько раз спасал Италию. Способна ли сегодняшняя «Скуадра-Адзурра» на такой поступок?

— Вы знаете, итальянская сборная часто на чемпионатах мира оказывалась в непростых условиях: как в связи с климатом, так и в связи с внутренними проблемами. Например, с окончанием чемпионата Италии или со скандалами, потрясшими весь итальянский футбольный мир.

Но сборная для футболистов всегда была своего рода оазисом спокойствия. И одной из ведущих заслуг тренеров итальянской сборной — создание коллектива, где все готовы к взаимопомощи. Иными словами, игроки на службе у команды. Все вместе выигрывают или проигрывают. И это принесло нам существенные футбольные достижения даже в такие моменты, которых мы, честно говоря, не ожидали. Скажем, победа на чемпионате мира в Германии 2006 года — лучшая иллюстрация. Великие игроки тогда сражались, чтобы доказать всем: итальянский футбольный мир не только те скандалы, которые его потрясли, а в первую очередь футболисты, готовые идти на жертвы.

Сейчас в Бразилии коллектив, который перенял ментальность и мысли тренера Пранделли. Я думаю, что матч с Англией показал прежде всего, как итальянцы могут навязывать сопернику собственную игру. Возможно, в другое время наша сборная перешла бы в оборону, чтобы не пропустить. Но только не в этот раз. В итоге у англичан пошли судороги, а итальянцы продолжали бегать и добились своего.

— Какие шансы у итальянской сборной на чемпионате мира?

— У Италии великолепная полузащита, возможно, одна из лучших на чемпионате мира. Есть очень опытные футболисты — Буффон и Пирло, многообещающая молодежь — Балотелли и Верратти, есть замечательный де Росси. Думаю, оборона, к сожалению, не такая непроходимая, как раньше, поэтому Пранделли придется сосредоточиться на укреплении защиты.

На чемпионате есть команды, у которых технический уровень выше нашего. К примеру, Бразилия и Аргентина, безусловно, фавориты. К тому же ни одна европейская команда никогда не добивалась побед в Южной Америке. Но у итальянской сборной есть выносливость, чтобы справиться с таким турниром. И по первым матчам видно, уровень команд примерно приближается друг к другу.

На данный момент никто нас не потряс. Может, за исключением Голландии с Испанией. Но мое мнение: не так велика заслуга голландцев, как просто провалились испанцы.

Скорее всего мы не выиграем чемпионат мира, но будем сложной командой для всех.

— Господин посол, вы никогда не останетесь без работы: всегда сможете сделать блестящую карьеру спортивного журналиста.

— Спасибо. (Смеется.)

— Если Италия выйдет в финал, вы полетите в Бразилию?

— Слишком далеко. Мы лучше устроим просмотр для итальянцев и для наших российских друзей здесь, в посольстве.

— Несколько нефутбольных вопросов. Я обратил внимание, вы носите часы на правой руке. Это знак уважения к Путину, или вы всегда, как и Путин, носили часы именно так?

— Я всегда их так носил. Кстати, почему-то не заметил, что ваш президент носит часы именно на правой руке. Почему я их так стал носить — не знаю. Но я это сделал лет сорок назад. И обручальное кольцо, когда я женился, тоже надел на правую руку, хотя в Италии, вообще-то, носят на левой. Это такие вещи, необъяснимые.

— В рамках Года Россия—Италия выдача виз российским гражданам, которые отправляются в Италию на культурные мероприятия, была в ряде случаев упрощена. Планирует ли Италия двигаться к дальнейшему упрощению визового режима с Россией после окончания года двух стран?

— По России мы выдаем в год 770 тысяч виз. Бывают дни, когда генконсульство в Москве выдает 10 тысяч виз в день — это огромная логистическая и организационная работа. У нас 22 визовых центра по всей России, где собирают документы и паспорта, что позволяет вашим гражданам по всей стране подавать документы, не предпринимая больших разъездов. Как правило, мы выдаем визы за 48 часов, несмотря на весь огромный поток, причем на срок от года до пяти лет. Это очень способствует потоку россиян в Италию. И, разумеется, облегчения в процедуре выдачи виз останутся, пока сам режим виз существует, то есть и после окончания Года двух стран.

Если же продолжать называть цифры, то скажу: в 2013 году было более миллиона ста тысяч российских туристов в Италии. Эта удвоенная цифра по сравнению с 2008 годом. И мы с радостью заметили, что российские туристы возвращаются в Италию чаще, чем в другие страны, открывая все новые маршруты — от гастрономических до горнолыжных.

— Да, Италия — традиционно любимая россиянами страна, а наблюдается рост интереса итальянцев к России?

— Наших туристов стало ездить больше, особенно в Москву и Санкт-Петербург. Их привлекают литература, искусство, памятники. Мне кажется, что России в некотором смысле, как это сделали мы, следовало бы более подробнее осведомлять итальянцев о тех прекрасных вещах, которые Россия может предложить туристам. И, на мой взгляд, также стоило бы перенять у нас практику облегчения и упрощения выдачи виз, что, конечно, способствовало бы росту туристического потока из Италии в Россию.

— Господин посол, вернемся к футболу и немного пофантазируем. Представьте, что в вашем гостеприимном кабинете, где мы находимся, раздается телефонный звонок. На другом конце провода Фабио Капелло. И, исходя из вашего знания российского менталитета, он спрашивает совет по поводу нашей сборной. Что бы вы ответили?

— Если Капелло позвонит мне насчет российской сборной, я начну волноваться. (Смеется.) Поскольку, повторяю, он один из величайших тренеров в мире и ему не нужны мои советы. Но я действительно верю, что Капелло и национальная сборная России смогут хорошо провести чемпионат мира и набраться того опыта, который понадобится ей для хорошего выступления в качестве страны — хозяйки чемпионата мира. Так что от сборной России я жду только приятных сюрпризов. Но если продолжать фантазировать и представить, что мы встретимся с вами в полуфинале, то и Россия, и Италия от этого только выиграют. Правда, думаю, по завершении матча нам придется вас утешать.

Общаясь с дипломатом, поневоле начинаешь придерживаться определенной этики. И потому я не стал напоминать синьору Рагальини о полуфинале, правда, европейского первенства 88-го года СССР—Италия, когда после матча в Штутгарте я брал интервью у итальянской футбольной звезды Джанлукко Виалли. Он добросовестно отвечал на вопросы, а по небритым щекам текли слезы.

Важнее иное. Мы оба — с синьором Рагальини — согласны на такой полуфинал. Правда, для нас путевка туда могла бы достаться, мне кажется, только в том случае, если бы в Бразилии проходил чемпионат мира среди футбольных тренеров.

Сегодня в бразильском городе Ресифи в 20.00 по московскому времени на зеленый прямоугольник выйдут сборные Италии и Коста-Рики.

И смею полагать, в эти полтора футбольных часа своему чрезвычайному и полномочному послу в Москве не сможет дозвониться даже сам президент Италии Джорджо Наполитано.

Сюжет:

Чемпионат мира по футболу 2014

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру