Контртеррористическая операция по-русски: МВД решило бороться с идеей, а не с боевиками

Президентский совет по правам человека ознакомился с концепцией противодействия экстремизму

Президентский совет по правам человека (СПЧ) провел первое обсуждение разработанной МВД «Концепции противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года». Документ будет дорабатываться до ноября, после чего будет подписан президентом и на его основе начнут приниматься новые законы и федеральные программы. Уже анонсируя основной доклад, глава СПЧ Михаил Федотов насторожил: «Прочитав документ, я понял, что авторы не надеются полностью искоренить экстремизм за эти 11 лет».
 

Президентский совет по правам человека ознакомился с концепцией противодействия экстремизму
Михаил Федотов

Стержневую мысль концепции озвучил начальник Главного управления по противодействию экстремизму МВД России полковник полиции Тимур Валиулин: «Экстремизм — это не люди, а идеология», — и дополнил его заместитель Владимир Макаров: «Идеология опаснее проявлений потому, что она их провоцирует».

Согласно уже действующему законодательству, у нас под понятие экстремизма подпадает как террористический акт, так и антисемитский пост в блогосфере или при определенных условиях критика должностного лица. Правозащитники, в том числе из СПЧ, не раз говорили, что нельзя приравнивать слово к бомбе, но законодатели стоят на своем и, если концепция будет принята в таком виде, — пойдут еще дальше.

В документе, к слову, не дается определение экстремизма, зато вводится новое — «идеология экстремизма». Это «идеи, призывающие к решению территориальных, политических, социальных, религиозных, межнациональных, экономических, культурных споров противоправными методами».

Я как-то был свидетелем спора коллекционеров. Двое не могли поделить картину, а третий посоветовал: «Да ты ее укради»! С принятием концепции в ее нынешнем виде этот призыв перестанет быть невинной шуткой, а превратится в пропаганду экстремистской идеологии.

Как же МВД собирается ее искоренять? Ну к призывам еще внимательнее отслеживать тексты СМИ и блогосферы все давно привыкли, эти пункты концепции уже не удивляют. А вот один из новаторских ответов, к примеру, содержится в пункте 16 документа: «Основным инструментом радикализации общества становится вовлечение различных групп населения в протестные акции».

На вопрос члена СПЧ Ильи Шаблинского: «А как же Конституция, которая говорит о свободе собраний и праве на мирные акции протеста»? — Владимир Макаров ответил без запинки, что на Украине все тоже начиналось с мирной акции, а закончилась войной. Так что лучше бы все-таки обойтись без протестов.

«Часто экстремистские акции провоцируются неадекватными действиями властей, — напомнил докладчикам член СПЧ Сергей Цыпленков. — Концепция предусматривает какую-то борьбу с такими действиями»?

— Эта борьба постоянно идет и так, — сообщили полицейские.

«Сама идея создать стратегию борьбы с экстремизмом и следовать ей — очень хороша, — похвалил разработчиков политолог Иосиф Дискин. — Но сначала нужно понять: что порождает экстремизм? Я думаю, что это не идеология, а социальные проблемы, бедность, нелегальная миграция, произвол властей. Именно поэтому жертвами экстремистских сетей часто становятся нравственно чувствительные люди, которые при других условиях могли бы составить гордость страны. Нужно сначала понять природу явления, а потом ставить задачи. И боюсь, что это задачи не для МВД».

К слову, экономический блок в полицейской концепции есть, хотя и не на первых ролях. Глава 32 предписывает «поддержание устойчивого экономического развития регионов, повышение благосостояния населения, обеспечение максимальной занятости, преодоление депрессивных процессов в экономике».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26552 от 21 июня 2014

Заголовок в газете: МВД решило бороться с идеей

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру