Антипиратский закон поссорил три министерства: «Такой накал страстей - впервые»

Меня перепостили? Я иду в суд!

Продолжают кипеть страсти вокруг новой версии антипиратского закона. На этот раз его раскритиковало Минэкономразвития.

Вы - активный пользователь сети, у вас есть посты в блогах и соцсетях? Сейчас я расскажу вам, как на этом можно заработатать. Для этого достаточно просто объявить себя писателем и подвергнуться нападению пиратов. При этом писателем волен стать абсолютно любой, а пиратами автоматически становятся все сетевые ресурсы. Закон об этом будет принят, видимо, уже в весеннюю сессию.

Меня перепостили? Я иду в суд!

Михаил Жванецкий как-то рассказывал о своем общении с английским критиком.

- Сколько у вас современных писателей? - спросил наш сатирик.

- Десять, хотя одного бы я не считал, так что девять, - ответил критик. - А у вас?

- Сто тысяч, но я в их число не вхожу, - разговор происходил в советское время, когда один из самых знаменитых наших авторов, чьи произведения тысячи людей переписывали от руки и передавали по рукам, в Союзе писателей не состоял, а, стало быть, литератором не считался.

Сейчас у нас, в России, если кто не знает, год культуры. К нему было приурочено несколько целевых программ. На обсуждении одной из них министру культуры Мединскому предложили поддержать отечественных писателей — дать им всем оклад, чтобы не перебивались одними гонорарами. Министр ответил:

- Это невозможно. Кто будет определять: писатель ты или нет? Мы либо коррупцию разведем, либо у нас сразу появятся миллионы «поэтов-цветиков».

Логично. Но именно Минкульт с Минкомсвязи написали закон, который расплодит эти самые миллионы «цветиков».

Антипиратский закон действует с августа прошлого года. До сих пор он распространялся на сайты с контрафактными фильмами и сериалами. Их стали блокировать по жалобам правообладателей. Теперь же два министерства и депутаты Госдумы предлагают распространить этот механизм на защиту других видов контента. Но чудесным образом в документ попало буквально все — любая цитата, перепост, гиперссылка. Более того, правообладатель (или считающий себя таковым) может потребовать досудебной блокировки сайта на время проведения экспертизы (до 14 суток).

Итак, мне захотелось заработать. Я нахожу ссылку на свой пост (или цитату из него) на любом ресурсе. Делаю два скриншота: оригинала и цитаты, распечатываю и отправляюсь в Роскомнадзор. Там сообщаю, что этот контент — моя интеллектуальная собственность, опубликованная без моего согласия, и требую заблокировать сайт. А дальше можно судиться или пойти на мировое соглашение: за некоторую мзду от администрации ресурса разрешить разблокировать его.

Я не утрирую. На этой неделе негативную оценку законопроекту дало Минэкономразвития. В замечаниях ведомства говорится, что под антипиратские блокировки должны подпадать только полнотекстовые литературные произведения. А согласно законопроекту под них подходят любые цитаты, репосты в соцсетях и т.п. Автор любого текста в Сети, независимо от его длины и художественной ценности, является владельцем прав на него. И может предъявлять претензии тем, кто скопировал его творение, — например, сделав ретвит в Twitter.

Повлияет ли мнение Минэкономразвития на судьбу закона? Этот вопрос «МК» задал координатору рабочей группы Госдумы по законодательному регулированию Интернета Матвею Алексееву.

- Вокруг закона разгорелся конфликт между Минкультом, Минкомсвязи и Минэкономразвития, - объяснил эксперт. - На моей памяти такой накал страстей впервые, поэтому буду очень осторожен в прогнозах. Хочется дождаться развязки, но напомню, что на встрече с интернет-сообществом Владимир Путин четко обозначил процент ВВП, который дает Интернет (вместе со смежными отраслями — 8,5%). Поэтому, на мой взгляд, мнение Минэкономразвития должно повлиять на принятие решения.

Еще одна интересная деталь. Статья 1274 Гражданского кодекса России разрешает «цитирование... произведений в объеме, оправданном целью цитирования» — без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения. Обязательно только указать имя автора. Получается, что антипиратский законопроект противоречит Гражданскому кодексу. Как на это смотрят в Госдуме?

- Боюсь, что при попытках отрегулировать Интернет такие нестыковки будут встречаться все чаще и чаще, - говорит Алексеев. - Когда закон запрещает цитирование, но вообще не дает четкого определения того, что есть цитирование, понять его трудно, и применять, боюсь, будут выборочно.

Я упомянул Жванецкого, которого «пиратское» хождение его трудов в народ только радовало. Можно предположить, что настоящие литераторы не будут размениваться на ловлю перепостов, а вот всем остальным новая версия антипиратского закона открывает небывалый простор для творчества.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26555 от 25 июня 2014

Заголовок в газете: Пираты, ограбьте меня!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру