Несистемная оппозиция не смогла набрать подписи на выборы в МГД

Отсев по автографам

Не спрашивай, по ком звонит колокол избирательной комиссии, потому что звонит он по кандидатам от оппозиции, которые не смогли набрать нужного количества подписей избирателей в свою поддержку. Месячный срок, отведенный на это законом, закончился в пятницу, 11 июля. Из оппозиционной коалиции «За Москву» с задачей справилась только Мария Гайдар — давняя соратница Навального, экс-вице-губернатор Кировской области. «Настоящий» самовыдвиженец, не ассоциированный ни с какими объединениями, оказался только один — муниципальный депутат Максим Кац…

Отсев по автографам

Каждому самовыдвиженцу необходимо было собрать около 5000 автографов — цифра немаленькая, но и не драконовская. По оценкам политтехнологов, для выполнения этой нормы нужно было заранее приготовить как минимум 60 «полевиков» — агитаторов для работы на улицах. Увы, большинство оппозиционеров митингами и соцсетями увлекались больше, чем нудной работой с агитаторами. Ситуацию усугубило то, что окружные избиркомы сразу заявили: проверка подписей будет не выборочной, как раньше, а тотальной. Хотя закон этого и не требует.

Несистемная оппозиция в эту кампанию могла похвастаться 14 кандидатами: 13 из коалиции Навального «За Москву» и муниципальный депутат района Щукино Максим Кац, сразу от коалиции отмежевавшийся. Среди «замосковщиков»: Илья Яшин (член федерального политсовета РПР-ПАРНАС), Николай Ляскин (член политсовета «Партии прогресса», она же — неофициально — «Партия Навального»), Ольга Романова (глава правозащитной «Руси сидящей»), Любовь Соболь (юрист «Фонда борьбы с коррупцией») и мундеп из Зюзина Константин Янкаускас, сидящий под домашним арестом.

Старт сбору подписей дали 11 июня, аккурат накануне длинных выходных. «11-го окружные избиркомы просто не работали, — рассказала «МК» представитель Соболь Любовь Якубовская. — Из-за этого документы для сбора подписей мы подали только 16 июня. Потеряли 4 дня». С этой проблемой столкнулись все оппозиционеры: из официального месяца подписи собирать можно было только 26 дней. Днем в пятницу Любовь Соболь готова была сдать около 3700 подписей из необходимых 5 тысяч. Это связано с тем, что большое количество автографов отбраковывают в штабе: при тотальной проверке нести заведомо «плохие» подписи нет смысла, все равно их обнаружат. Кстати, «плохие» — не обязательно фальшивые. При сборе автографов действуют лютые правила оформления даты подписи, прописки избирателя. Например, если адрес указан как «ул. 1905 года» вместо «улица 1905 года», подпись придется утилизировать. Ольга Романова и Николай Ляскин жаловались еще и на фальшивые подписи, намеренно подброшенные им сборщиками-провокаторами.

В итоге от участия в выборах отказались все члены «навальнинской» коалиции «За Москву». Не набрал автографов для выдвижения и не входящий в коалицию глава «Демвыбора» Владимир Милов. Повезло только Марии Гайдар (она какими-то немыслимыми путями свои 5 тысяч набрала), а также Николаю Кавказскому и Варваре Грязновой — их выдвинуло «Яблоко».

«Сбор подписей — технически и организационно сложный процесс. Играют свою роль тысячи факторов, и известность того же Яшина вовсе не гарантирует ему набор необходимого числа автографов, — описал «МК» ситуацию Максим Кац. — Я связываю свой успех с банальной удачей». Максим Кац, напомним, до политической карьеры был профессиональным игроком в покер — удачливости не занимать. В чем заключается истинный успех Каца и Гайдар, говорить трудно. В 2012 году Максим Кац вместе с блогером Ильей Варламовым пытались выдвинуть Варламова в мэры Омска, но не собрали необходимых для регистрации 10 000 подписей горожан.

Таким образом, в окружные комиссии поступило всего 2 пакета подписей от патентованных оппозиционеров. Это Максим Кац и Мария Гайдар. Впрочем, еще вопрос, зарегистрируют ли их по результатам проверки.

Адвокат Вадим Прохоров, много лет занимавшийся избирательными спорами, предложил снизить число автографов, необходимых для регистрации: сейчас их собирают в количестве 3% от зарегистрированных на территории избирателей, а надо, по его мнению, 0,5%. Или вернуться к институту избирательного залога, который существовал до 2009 года.

«На мой взгляд, институт сбора подписей изжил себя, поскольку с подписями связано много неоднозначных ситуаций, дискредитирующих избирательный процесс, — сказала «МК» член ЦИК Елена Дубровина. — Считаю, что его можно заменить следующим образом: в разы уменьшить количество подписей, необходимых для поддержки кандидата, но избиратели должны будут сами прийти в помещения территориальных избирательных комиссий — и тогда ни у кого не будет сомнений в достоверности подписей. А количество подписей, например, будет не 5 тысяч, а около 100–150. Человек, который неизвестен, как мне кажется, никогда столько людей не приведет».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26570 от 12 июля 2014

Заголовок в газете: Отсев по автографам

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру