Президент Обама укатил в отпуск и прихватил с собой иракские грабли

Глава Белого дома собрался отдыхать не решив никаких внешнеполитических дел

В субботу, 9 августа, президент Соединенных Штатов Барак Хуссейн Обама вместе с супругой и дочерьми отбыл из Вашингтона в Виноградники Марты на берегу Атлантического океана в двухнедельный отпуск. С одной стороны он его заслужил. Как сообщает колумнист «Нью-Йорк таймс» Томас Фридмен, кстати, мой ученик, взявший у Обамы интервью перед поездкой президента в отпуск, за последние дни президент явно поседел. Половину его седины Фридмен отнес на счет внешнеполитических травм Обамы, а вторую половину — на счет молодчиков из «чайной партии» — крайне правых республиканцев. Ниже мы остановимся исключительно на «внешнеполитической седине» Обамы.

Глава Белого дома собрался отдыхать не решив никаких внешнеполитических дел
Барак Обама

Русская поговорка гласит: «Кончил дело — гуляй смело». Никаких дел Обама не закончил — ни в Афганистане, ни на Ближнем Востоке, ни в Сирии, ни на Украине. А в Ираке только начал, тоже не закончив. Удастся ли ему в таком подвешенном состоянии смело погулять? Сильно сомневаюсь. Не случайно он кроме жены и дочерей забрал в Виноградники Марты чуть ли не полштаба Белого дома. Медиа сообщают, что Обама будет играть в гольф и купаться, то бишь, плавать. Но какое удовольствие можно получить от игры в гольф, если не попав в очередную лунку, ты начинаешь думать о том, насколько точно бомбят боевиков ИГИЛ твои самолеты F-18? А плавание? Окунаясь в воды Атлантики, ты вместо наслаждения начинаешь волноваться о судьбе авианосца «George H.W. Bush», бороздящего Аравийское море. Именно с его борта стартуют F-18.

Да, ничего себе отпуск выпал Обаме. После него хоть на реабилитацию ложись.

В Ираке Обаме, ох, как не хотелось наступать на те же грабли, но наступление боевиков ИГИЛ на Багдад и столицу курдов Эрбиль заставили его судорожно схватиться за грабли, как утопающий хватается за соломинку.

Тщательно просмотрев американские медиа, я попытался восстановить картину обамовских судорог. В прошлую среду, вечером, когда Обама возвращался из Госдепартамента, где заседал саммит 50 африканских государств, к нему в лимузин подсел председатель Объединенной группы начальников штабов США генерал Мартин Демпси. Когда к тебе подсаживается генерал Демпси, не жди ничего хорошего. Так произошло и на сей раз. Пока лимузин катил по направлению к Белому дому, генерал говорил президенту о том, что суннитские боевики вот-вот захватят столицу Курдов, если Америка не вмешается. Кроме того под угрозой смерти находятся десяти тысяч беженцев, укрывшихся в горах Синджар. Им тоже грозит каюк, если дядюшка Сэм не поможет им, причем, немедленно, ибо в горах Синджар сильно попахивает геноцидом.

Надо иметь в виду, что Эрбиль не только столица иранских курдов, но и местопребывание американского консульства. В Эрбиле проживают тысячи американских граждан. Обама и его администрация прекрасно помнят, во что им обошлась трагедия Бенгази — ливийского города, где в сентябре 2012 года террористы атаковали американское консульство, убив четырех дипломатов, в том числе посла США в Ливии Кристофера Стивенса. С тех пор слово «Бенгази» стало жупелом, которым республиканцы стали травить администрацию демократов. Появление еще одного «Бенгази» в лице Эрбила может стоить демократам поражения и на нынешних перевыборах в Конгресс, и на президентских выборах 2016 года, тем более, если кандидатом демократов станет Хиллари Клинтон, возглавлявшая Госдеп в момент трагедии в Бенгази.

Вернувшись в Белый дом Обама немедленно пошел в Ситуационную комнату, где на него насели другие члены Совета национальной безопасности США. На следующий день в четверг президент через «не могу» объявил о своем решении оказать Ираку «гуманитарную помощь» — водой, продовольствием… бомбами. Правда, он неоднократно заверял своих соотечественников, что это не «возвращение к войне», что ноги американских солдат не будет на иракской земле.

Африканские лидеры явно мешались под ногами президента, отнимая у него драгоценное время. Вечер среды был занят государственным обедом в Белом доме, участников которого развлекал Лайонель Ричи. Пока Обама и его высокие африканские гости обедали, в Ситуационной комнате того же Белого дома продолжались брифинги, к которым подключились посольства США в Багдаде и Центральное командование Пентагона, в сферу которого входит Ирак.

Брифинги происходили и на следующий день до восьми вечера. В восемь вечера Обама покинул Белый дом вместе с первой леди Мишель и ближайшей советницей Валер Джаррет. Троица отправилась ужинать в итальянский ресторан в Джорджтауне, районе Вашингтона. В шести тысячи милях от этого ресторана в Эрбиле усилилась паника. Стало известно, что силы ИГИЛ захватили два городка — Махмур и Гвер в 28 милях от курдской столицы. Курдские бойцы — «пешмерга» – отступили. Жители, оседлав свои автомобили, тоже бежали. Все билеты на самолеты, вылетающие из Эрбиля, были проданы. Пришла еще одна неприятная новость — боевики захватили дамбу в Мосуле, которая контролирует уровень воды в реке Тигр до Багдада. Мятежники могут или взорвать дамбу, или перекрыть подачу воды.

Ужин в итальянском ресторане в Джорджтауне был испорчен…

Рано утром следующего дня Обаме преподнесли 90-минутный брифинг в Ситуационной комнате Белого дома. Президенту доложили о трагическом положении беглецов, укрывшихся на горе Синджар, в особенности из древней религиозной секты йезидов. Боевики называют членов этой секты «поклонниками» дьявола. Они намерены истребить всех мужчин этой секты, а женщин превратить в рабынь. То есть речь идет о самом настоящем геноциде.

В 11.20 утра Обама покинул Белый дом и поехал в Форт-Бельвуар, штат Вирджиния, где подписал закон о продлении социального страхования для ветеранов. Пока он был занят этой церемонией, его команда по национальной безопасности разработала специфические «военные опции» против ИГИЛ. Они исходили из того, что ее шеф уже «созрел» для наступления на иракские грабли. Вернувшись в Белый дом, президент одобрил сработанные для него «грабли», но объявил о них лишь несколько часов спустя, когда в Ираке наступило утро.

Из Пентагона сообщили, что действия американкой авиации «лично координируется» с действиями иракских ВВС, но Белый дом на всякий случай разъяснил, что американская авиация это вам не иракские ВВС.

Курды возликовали. Их премьер и вице-президент призвали своих соотечественников не падать духом и «не поддаваться скептицизму». Но ни тот, ни другой не осмелились сказать о том, что «пешмерга» деморализована, плохо вооружена и не в состоянии обеспечивать оборону на протяжении нескольких сот миль границы между курдским районом и иракскими провинциями. В этом регионе доминируют боевики ИГИЛ. Они разъезжают на пуленепробиваемой бронетехнике. Пули «пешмерга» оставляют на ней лишь «оспины». Один из лидеров «пешмерга» генерал-лейтенант Джабер Йавер Минда заявляет: «Мы сказали американцам, что мы не в состоянии продержаться долго. Мы не государство, у нас нет армии, у нас нет авиации. Вы обязаны помочь нам».

Как я уже писал, поздно вечером в прошлый четверг Обама произнес: «Сегодня Америка придет к вам на помощь».

Через день президент отправился на отдых в Виноградники Марты. Вместе с клюшками для игры в гольф и ластами для плавания в водах Атлантики, он захватил и иракские грабли.

Хорошего вам отдыха, мистер президент!

Мэлор СТУРУА, Миннеаполис.

Американский истребитель в Ираке: авиаудары продолжаются

Смотрите видео по теме

 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру