«Вопрос в том, насколько далеко готово зайти НАТО»

Новый генсек Альянса заявил о готовности развернуть армию где угодно

Экс-премьер Норвегии Йенс Столтенберг, 1 октября вступивший на пост генерального секретаря НАТО, в ходе визита в Польшу подтвердил готовность Альянса обеспечить безопасность своих членов. «В следующем году на встрече министров мы примем решение относительно элементов передового военного базирования, но у НАТО и без того мощная армия. Мы можем разместить ее, где бы мы ни захотели», - заверил он в интервью польскому телеканалу. Можно ли расценить данное заявление, как сигнал Москве? По мнению заведующего отделом европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрия ДАНИЛОВА, новый генсек Альянса лишь подтвердил ранее означенный натовский курс.

Новый генсек Альянса заявил о готовности развернуть армию где угодно
Йенс Столтенберг

«Речь идет об акценте на усиление военной военной активности в восточной части блока - частности, в странах Балтии. Никто этого не скрывает. – отмечает эксперт. – И решения Уэльского саммита однозначно концентрируются именно на подобном варианте ответа на кардинальные перемены в европейской военно-политической ситуации, связанные, по мнению стран-членов НАТО, с российской вооруженной агрессией в Украине. В данном случае Столтенберг подтверждает преемственность политики НАТО: он не говорит о том, что с изменением руководства блока будет каким-то образом изменен и курс Альянса».

Напомним, что Столтенберг вступил в должность генсека менее недели назад — 1 октября. Сторонник левых взглядов, заподозренный в свое время в связях с КГБ, Столтенберг многими рассматривался как фигура, более выгодная для Москвы, нежели его предшественник, Андерс фог Расмуссен. Сам он уверяет, что Альянс не заинтересован в конфронтации с Россией, однако, сказанные в Польше слова развеивают надежды на возможность смягчения натовской риторики. «Как новый глава Альянса он четко дает понять, что намерен выполнять решения, принятые в Уэльсе. Это очень знаковое событие, так как ранее в некоторых кругах бытовало мнение, что смена руководства НАТО привнесет изменения в отношения Альнса с Москвой. Теперь абсолютно ясно, что этого ожидать не следует: речь идет о стратегических решениях, которые носят долгосрочный характер — акцент военной активности НАТО перенесен в Европу и, в частности, в восточную ее зону. И в этом отношении Столтенберг ничего нового не сказал», - отмечает в этой связи Дмитрий Данилов..

Вместе с тем, из слов Столтенберга не совсем ясно, о каких же мерах на восточных границах блока в данном случае идет речь и как они могут быть вписаны в существующие правовые рамки.

«Теперь необходимо очень аккуратно рассматривать все те базовые документы, договоренности, которые были заложены в фундаменте обеспечения европейской безопасности. – подчеркивает Дмитрий Данилов. – Насколько увеличение военной активности НАТО на востоке блока соответствует обязательствам, взятым на себя Альянсом — совместно с Россией — по основополагающему акту Римской декларации (принята главами государств и правительств России и стран-членов НАТО в 2002 году - «МК») о неразмещении существенных вооруженных сил на востоке? Сейчас речь идет не только о том, что отношения России и НАТО в очередной раз заморожены. Дискуссия ведется относительно того, находится ли Европа в состоянии новой «холодной войны», или же речь идет пока не об этом.

Другие же говорят, что это уже не «Холодная война», а нечто большее. Контекст самой ситуации в европейской безопасности серьезно изменился. И многое зависит от того, насколько важную роль будет играть военный, военно-политический компонент нынешнего конфликта интересов Запада и России».

«Если НАТО возвращается к политике сдерживания России (включая элементы передового военного базирования), и понимает при этом, что военная опасность в этом случае неизбежно растет, то вопрос в том, насколько далеко Альянс готов пойти по этому пути? Достаточно ли будет того символического присутствия в балтийских странах, чтобы продемонстрировать натовскую ответственность за безопасность своих членов? Или речь пойдет о том, чтобы реально наращивать военный потенциал на восточных рубежах НАТО? Здесь ответов пока нет. И если Столтенберг подтверждает готовность выполнения решений о размещении вооруженных сил там, где Альянс посчитает нужным, то за этими словами надо рассматривать разные варианты: насколько далеко НАТО готово пойти по этому пути», - заключает эксперт.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру