Шеф Пентагона покидает его пятигранник: отставка министра обороны США Хейгела

Почему уходит глава американского военного ведомства?

В понедельник, 24 ноября, президент Соединенных Штатов Барак Обама объявил об отставке своего министра обороны Чака Хейгела, возглавлявшего Пентагон с февраля 2013 года.. Хейгел будет оставаться на своем посту, пока ему не подберут преемника.

Почему уходит глава американского военного ведомства?

Ожидалось, что Обама объявит об отставке Хейгела в Розовом саду Белого дома, но вместо сада президент избрал Зал государственных обедов. Тем не менее, объявляя об отставке Хейгела, Обама не поскупился осыпать его розами. Он назвал Хейгела «примерным» министром обороны, который сыграл решающую роль в достижении «некоторых критических для национальной безопасности свершений», находясь на посту шефа Пентагона. Обама сказал, что отставка Хейгела была «его собственным выбором», который он сделал «не так-то легко».

Итак, Хейгел стал первой жертвой поражения демократов на промежуточных выборах в Конгресс. Он был единственным республиканцем в правительстве Обамы и единственным шефом Пентагона в новейшей истории США, которому пришлось понюхать пороху. (Во Вьетнаме.)

Отставка Хейгела последовала после двух недель его переговоров в Белом доме. Официальные лица говорят, что причина отставки 68-летнего Хейгела состоит в том, что война против «Исламского государства» (ИГ) требует иных качеств от министра обороны, чем те, ради которых Хейгел возглавил Пентагон. (Имеются в виду вывод войск из Афганистана и сокращение военного бюджета США.) Сейчас же на последние два года пребывания Обамы в Белом доме президенту нужен, мол, министр «с иным фокусом». Под иным «фокусом» подразумеваются такие явления как эпидемия Эболы, война с ИГ и конфликт на Украине.

В Вашингтоне уже заработала машина слухов. В преемники Хейгела прочат Мишель Флоурной, экс-помощника министра обороны, сенатора Джека Рида, демократа от штата Род-Айленд и офицера знаменитой 82-й авиадесантной дивизии Эштона Картера, бывшего заместителя министра обороны…

Впервые Чак Хейгел «стакнулся» с Обамой, когда был еще сенатором и членом комитета по иностранным делам. Их сблизили критика президента Буша за развязывание войны против саддамовского Ирака. Тем не менее, Хейгелу так и не удалось пробиться в узкий круг советников Обамы, состоящий из его близких соратников по выборным баталиям. Рассказывают, что на заседаниях кабинета Хейгел, как правило, молчал, опасаясь утечки его слов, и только оставшись один на один с президентом, излагал ему свою точку зрения. Рассказывают и о том, что внутренний круг Обамы не принял Хейгела и потому что тот был «слишком сдержанным в ходе своего утверждения сенатом, избегая резких ответов на заковыристые вопросы».

Эта нерешительность не покинула Хейгела и после того, как он пришел в Пентагон. Вот почему, утверждают знатоки, он предоставлял роль первой скрипки председателю Объединенной группы начальников штабов генералу Мартину Демпси, пользовавшемуся полным доверием Обамы, которое еще больше возросло после начала войны с ИГ.

Критики Хейгела обвиняют его ив том, что он «не вдохновлял» сотрудников Пентагона, не «вселял в них уверенность» подобно своим предшественникам, например, Роберту Гейтсу. Но, с другой стороны, как свидетельствуют источники Белого дома, сам Обама не хотел иметь в Пентагоне шефа «с выдающимся профилем» типа Гейтса. Последний выпустил мемуары, в которых резко критиковал Обаму. А вот Хейгел был подходящим для президента, который весь свой первый срок тягался с военным истеблишментом.

Хейгел покорно выполнял пожелания Обамы — все те же вывод войск из Афганистана и «похудание» бюджета Пентагона — не подвергал их критике. Правда, третируемый военным истеблишментом, пользовался симпатиями солдатской массы и чувствовал себя раскованно в ее среде, делясь с простыми джи-ай своими воспоминаниями вьетнамского ветерана.

Недостатком Хейгела, как министра обороны, было и его неумение эффективно артикулировать свои мысли и даже политику администрации. Репортеры, имевшие с ним дело, зачастую не могли понять, в чем суть его ответов на пресс-конференциях. Вот почему, выступая на пару с генералом Демпси или с госсекретарем Джоном Керри, Хейгел, как правило, стушевывался.

В августе текущего года произошел конфуз. Хейгел выступил с заявлением по поводу ИГ, которое противоречило подходу президента, сравнившего военную группировку суннитов с университетской баскетбольной командой. Здесь истина была на стороне министра, заявившего на пресс-конференции, что эта «баскетбольная команда» студентов-любителей «представляет надвигающуюся и неминуемую угрозу всему тому, что мы ценим. С такой угрозой нам еще не приходилось сталкиваться». Позже круги Белого дома охарактеризовали это заявление Хейгела как «не помогающее» президенту Обаме в формулировании своей стратегии в отношении ИГ, в особенности в том, насколько велика угроза экстремистов для Соединенных Штатов.

Сейчас после отставки Хейгела те же белодомовские круги утверждают, что между Обамой и его министром не было никаких разногласий в оценке ИГ и в том, как с ним бороться. На пресс-конференции после его отставки Хейгел сделал следующее заявление: «Я благодарю президента и моих коллег и буду работать также упорно, как я это делал в течение последних двух лет». Он охарактеризовал свое пребывание в Пентагоне как «успешное». Он сказал: «Я уверен, что мы поставили не только этот департамент (Пентагон. — М.С.), но и всю страну на более сильный курс безопасности, стабильности и процветания. Если бы я в это не верил, это означало бы, что я не справился на своем посту».

Следует напомнить, что Хейгел не угодил и произраильскому лобби на Капитолии, поскольку выступал против агрессивных санкций в отношении Ирана.

Накануне своей отставки Хейгел дал интервью телеканалу PBS. На вопрос о доверии к нему президента Обамы он ответил так: «Прежде всего, я служу по милости президента. Я премного благодарен за возможность, которую я имел последние два года работать каждый день для страны и для мужчин и женщин, служащих в наших вооруженных силах. Я не просыпаюсь каждое утро с беспокойством за мой пост. Хот я нет ничего удивительного в том, что время от времени команды меняются. Располагаю ли я по-прежнему доверием президента? Я думаю, что я не был бы у вас (на телеканале. — М.С.), если бы не располагал им. Но об этом вы лучше спросите самого президента, которого я вижу почти каждый день».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру