Первое Рождество врозь

Легко ли быть православным?

Легко ли быть православным?

Празднование Рождества Христова 25 декабря и 7 января кажется всего лишь календарным недоразумением. Какая, собственно, разница, по какому стилю родился Христос, если ему молятся и поклоняются все христиане мира.

1 января поехали с женой в Троице-Сергиеву лавру. Несмотря на утро, в лавре было многолюдно. Позитивный момент. Значит, не все посвятили ночь пьяной бессмысленной обжираловке на фоне такого же телевизора. Больше всего народу было в Троицком храме, где покоятся мощи Сергея Радонежского. Кто-то занял очередь, чтобы приложиться к мощам святого, кто-то просто стоит или сидит. Молитва звучит постоянно. В своих молитвах мы просим у Бога что-то для себя и для своих близких. Это наша зона ответственности. Патриарх Кирилл молится за всех нас. За всех нас Патриарх отвечает перед Богом.

Накануне Нового года он призвал помолиться и о том, чтобы Господь «дал нам силы жить по Его закону, чтобы этот закон стал понятен нашим современникам, чтобы даже люди, далекие от Церкви, сердцем почувствовали важность жить по совести, и тогда можно с уверенностью смотреть в будущее». Ключевые фразы: «жить по его Закону», «жить по совести», «с уверенностью смотреть в будущее». Кажется, вокруг этих незыблемых постулатов, православные люди должны объединяться. Но все происходит наоборот. Православные не только не объединяются, но воюют друг против друга, чего не было со времен Гражданской войны.

Мозг наш оказался в смятении. Сердцем мы, православные, понимаем, что жить надо по закону любви к Богу, ближнему своему, но не получается. Живем не в райских кущах, а здесь и сейчас. И вместо голоса любви постоянно слышится: «Распни, распни его». Ситуация столь запутана и накалена, что уже не хватает правильных слов из рождественского патриаршего послания: «Мы являемся носителями высокого христианского звания и в совокупности составляем единую семью православных братских народов исторической Руси. Так было, и есть, и будет. И никакие временные треволнения и испытания, никакие внешние силы не смогут расторгнуть эти многовековые духовные и культурные связи наследников киевской крещальной купели». Нужна ясность по тем проблемам, о разрешении которых нам надобно молиться.

Есть в Украине «неправильная» православная структура — Украинская православная церковь Киевского патриархата, которая не признана ни одной из канонических православных церквей. Ее предстоятель Филарет предан анафеме и назван раскольником. Но это тот случай, когда содержание важнее формы. По разным оценкам, количество прихожан в неканонической церкви составляет от 10 до 15 млн. И нет сомнений, что оно будет увеличиваться. У предстоятеля УПЦ КП есть позиция. Мне не близкая (не только по той причине, что я живу в России), политизированная (церкви вне политики не бывает), но внятная и понятная для украинцев. Он молится за единую Украину. Для него и миллионов его соотечественников это не фигура речи, а вопрос жизни и смерти.

Канонический Патриарх Кирилл молится о единой семье православных братских народов исторической Руси. «Единая Украина» — это более-менее понятно: ее границы определены пактом Молотова-Риббентропа и Беловежскими соглашениями. А «историческая Русь» — что это? Страница славной русской истории или государство, которое будет создано в результате «Русской весны»? При беспрецедентном, пожалуй, разброде в умах православных хотелось бы понимать: Новороссия — самостоятельное государство? войдет в состав России? останется территорией Украины? А главное — как всем нам было бы лучше? От светских властей ответа нет. Церковные власти тоже молчат.

Кирилл и Филарет — опытные политики. И тот, и другой ищут поддержки у государства. Они за симфонию власти и церкви, которую каждый играет на свой лад. Филаретовская симфония, возможно, несправедлива, но, опять же, понятна, раз у президента Украины «злейший враг» — Россия, у которой Украина обязательно выиграет новую «Отечественную войну». Глупо, опрометчиво звучит, но так же думает значительная часть граждан: украинцы мобилизованы на новую «Отечественную». Филарет идет дальше своего президента: «С большим сожалением должен ныне сказать гласно, что средиаа правителей мира сего, по факту крещения относящихся к Православной Церкви, явился настоящий новый Каин — не по имени, но по делам. Дела эти свидетельствуют, что упоминаемый правитель, как и первый в истории братоубийца Каин, подпал под действие сатаны».

Российские патриоты возмущены: «Проклятый (анафематствованный) Церковью человек, живое воплощение современного Иуды, дерзает называть Президента России Каином. Яркий штрих к характеристике происходящего на Украине». А что происходит в Украине? В Украине идет война. На войне как на войне. Слова Филарета любы, потому что легли на удобренную ненавистью к России почву.

В России тоже идет война. Информационная, которая не убивает физически, но калечит духовно. И на поле «духовной брани» хочется видеть ориентиры, обозначенные Патриархом. В информационной войне главное слово должно быть за церковью, а не за телевизором. Для православных людей крайне важна оценка Патриархом этой войны. Смог же он дать оценку настоящей Отечественной: «Народ наш искупил грех богоотступничества, разрушения святынь, отказа от Бога, поругания всего святого и великого, что было, кровью своей. Господь, приняв эту жертву искупления, не допустил погибели страны нашей».

Кстати, многие тогда возмутились словами Кирилла, но я с ним полностью согласен. Поэтому пытаюсь понять, за что нам даются новые испытания. Ради чего приносятся все новые и новые жертвы. Повторюсь, что жертвы главным образом не физические, а духовные, которые исчисляются миллионами. Как объяснить, что братский, без кавычек, народ одномоментно превратился в фашистов и нацистов?

Если Русская православная церковь считает, что в Украине действительно возрождается фашизм и нацизм, то она обязана возвысить свой голос в защиту общечеловеческих ценностей, встать непреодолимой преградой на пути фашизма, как это сделал в годы Великой Отечественной войны патриарх Сергий: «Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину... Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени перед неправдой... Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божией помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу... Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует победу». Если же «фашизм и нацизм на Украине» — плод пропаганды, обрушившейся на соотечественников, то тогда соотечественников надо врачевать молитвой и проповедью.

Если разбитую чашку можно склеить или просто выкинуть, то что делать с разбитой на части «единой семьей православных братских народов»? Если склеить, то как? В головах большого количества мирян и клириков России образ Украины — образ фашистского государства. Кого Церковь должна призывать к покаянию за искалеченные души? И так всегда виноватый Госдеп не прокатит, там из славян только Бжезинский, и тот на пенсии.

Вопросы, много вопросов терзают душу верующих людей.

Если мы оказались в кольце врагов по причине, что все кругом плохие, а мы хорошие, то почему Бог наказывает хороших? Они (Европа, США) действительно настолько плохи, как пишет один из иереев РПЦ: «Неужели русский человек может склонить голову перед теми, у кого вместо мозгов — айпэды, а вместо сердца — вечное кино? Неужели такие люди смогут когда-нибудь покорить Россию?»? Православным людям, по-моему, важно знать: это консолидированная позиция Церкви или суждение уникального священнослужителя, у которого в голове даже айпэда нет?

Если испытания, через которые, судя по всему, предстоит пройти нашей стране, — очередное наказание за богоотступничество, то почему они выпали на долю только части граждан России? Получается, что другая часть от Бога не отступила? Раньше у этой категории населения были спецпайки, а теперь «спецблагодать»?

Можем ли мы при таком количестве «если» «с уверенностью смотреть будущее»? Может быть, уже совсем близко то будущее, о котором сказал Иисус Христос: «…Восстанет народ на народ, и царство на царство, и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это начало болезней. И тогда соблазнятся многие; и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец…»

Единственное утешение — что «о дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один…» Но оно, опять же, исходит от Бога, а не от Церкви. Как быть православным, пребывающим в ожидании ответов от своих пастырей? Пока остается только надеяться. И поздравить ближних своих с Рождеством Христовым.

Сюжет:

Украинский кризис

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру