Малява в первом чтении. В Госдуму внесен первый в истории законопроект, написанный в СИЗО

Депутат от КПРФ опробовал нары на себе и предложил изменить зачет сроков исчисления наказаний

Можно долго делать вид, что скелетов в шкафу у вас нет. Но не сомневайтесь: в самый неподходящий момент они о себе напомнят самым неожиданным образом…

В Госдуму внесен первый в ее истории законопроект, написанный депутатом, находящимся в СИЗО.

Депутат от КПРФ опробовал нары на себе и предложил изменить зачет сроков исчисления наказаний

Законопроект - о новом порядке исчисления сроков наказания для тех, кто в СИЗО дожидается вступления приговора суда в законную силу. Сейчас статья 72 УК гласит, что «время содержания лица под стражей до дня вступления приговора суда в законную силу засчитывается день за день». Автор законопроекта предлагает оставить этот порядок для приговоренных к отбыванию наказания в колонии строгого или особого режима. Если же осужденный должен сидеть в колонии общего режима — день ожидания вступления приговора в силу в СИЗО следует считать за два дня, а если речь идет о наказании в виде колонии-поселения — вообще за три.

Автор законопроекта — депутат Госдумы, член фракции КПРФ Константин Ширшов, 26 мая 2014 года приговоренный Мосгорсудом к отбыванию наказания в виде лишения свободы сроком на 5 лет и штрафу в 700 тысяч рублей за покушение на мошенничество в особо крупном размере и взятый под стражу прямо в зале суда!

Г-н Ширшов по версии следствия, с которой согласился Мосгорсуд пытался в 2011 году продать одному бизнесмену место в списке «Единой России» за 7,5 млн евро. Сам Ширшов вину отрицает, подал апелляционное ходатайство в Верховный суд и вот уже 8 месяцев ожидает рассмотрения дела в «Матросской Тишине», в общей камере. Поддерживающий с ним связь через адвоката коллега по фракции Казбек Тайсаев рассказал «МК», что пока депутат «знакомится с материалами, потому что вскрылось много новых деталей — и потерпевший отказался от обвинений, и эксперты говорят, что все подтасовано».

На сайте ВС есть информация о ходатайстве Константина Ширшова, 12 ноября 2014 года было заседание коллегии, но дело «оставлено без рассмотрения». По сведениям «МК», осужденный попросил дать ему побольше времени для изучения всех документов…

Итак, перед нами — первый в истории законопроект, написанный на нарах. То, что в определенных кругах называют «малявой».

«Казус Ширшова» войдет в историю российского парламентаризма: человек остается депутатом, находясь в СИЗО. Участвует в голосованиях (карточка передана по доверенности), получает зарплату (около 400 тысяч рублей в месяц) и даже вносит законопроекты… Да, сильно затруднена работа с избирателями в родном Краснодарском крае. Но и сидельцы СИЗО — тоже избиратели!

Казус возник из-за противоречий в действующем законодательстве. Закон о статусе депутата Госдумы утверждает, что лишить мандата можно только после вступления приговора в законную силу. А УПК позволяет по решению суда взять гражданина под стражу при оглашении приговора первой инстанции. Никаких попыток снять эту коллизию за восемь месяцев сделано не было.

Но не только скандальность ситуации привлекает внимание. Дело в том, что перед нами не первая попытка решить реальную проблему. В 2008 году группа депутатов из «ЕР», «СР» и КПРФ (среди них — глава Комитета по законодательству Павел Крашенинников) внесла в Госдуму аналогичный законопроект. В нем тоже предлагалось изменить порядок зачета времени нахождения в СИЗО до вступления в силу приговора, но не так радикально: не день за два, если речь идет о приговоренных к колонии общего режима, а день за полтора. Аргументы приводились следующие: условия содержания в СИЗО намного жестче, чем в колониях общего режима и тем более колониях-поселениях. Всего один час прогулки в день, запертые тесные камеры, нет возможности для учебы, работы…

Законопроект не встретил возражений со стороны Верховного суда, а правительство Владимира Путина его поддержало. Говорилось, что в случае принятия документа на сокращение сроков могут рассчитывать около 200 тысяч осужденных. Но… пошли слухи, что «это под Ходорковского»: если бы законопроект стал законом, самый известный заключенный России мог бы выйти на свободу в 2009 году.

Ходорковского власти освобождать были еще не готовы. Вместе с ним права на более справедливый зачет лишились десятки тысяч других осужденных. Законопроект завис. Про него просто забыли.

Но теперь-то Ходорковский на воле уже больше года!

Один из авторов, Александр Хинштейн («ЕР»), сказал корреспонденту «МК» так: «Мы, несомненно, вернемся к законопроекту, но наш интерес к теме продиктован не личными интересами, в отличие от г-на Ширшова».

У г-на Ширшова действительно «личный интерес»: его ждет как раз колония общего режима.

А еще у г-на Ширшова личный опыт. Достаточно почитать, как он описывает тяготы пребывания в СИЗО — отмечая, что «определенные меры для очеловечивания и приведения условий содержания в СИЗО международным нормам принимаются»…

Особенно трогательно, что в пояснительной записке депутат ссылается на рекомендации Совета Европы и решения ЕСПЧ. Как многие другие россияне, любящие порассуждать про «и на фига нам Совет Европы!», этот патриот сразу вспомнил про организации СЕ, когда дело дошло до себя, любимого.

Хочется надеяться, что Госдума все же примет взвешенное решение, не зависящее ни от фактора Ходорковского, ни от фактора Ширшова или кого-то там еще. От сумы да от тюрьмы зарекаться не стоит никому: ни олигархам, ни депутатам. Ни министрам.

Никому.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26734 от 5 февраля 2015

Заголовок в газете: Малява в первом чтении

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру