Непечатная ситуация: из-за кризиса может закрыться половина газет и журналов

На заседании комитета Госдумы по информационной политике представители отрасли взывали об экстренной помощи

26 февраля 2015 в 18:17, просмотров: 3233

На расширенном заседании думского Комитета по информационной политике обсуждалась ситуация на рынке печатных СМИ в условиях кризиса. Представители отрасли предлагали снять ряд ограничений на рекламу, не вводить торговый сбор в Москве и при помощи таможенных пошлин снизить цены на бумагу и полиграфическое оборудование. Иначе - гибель как минимум 50% газет и журналов...

Непечатная ситуация: из-за кризиса может закрыться половина газет и журналов
фото: Геннадий Черкасов

Глава Комитета Леонид Левин («СР») назвал ситуацию в печатных СМИ «зеркалом общей экономической ситуации в стране». Уже два месяца на разных площадках отрасль обсуждает возникшие перед ней проблемы, одной из таких площадок было и профильное Министерство печати и массовых коммуникаций, сказал он, но опубликованный на днях на сайте ведомства антикризисный план оказался «декларативным»: в нём нет конкретных законодательных предложений, которые можно было бы обсуждать. «Если в ближайшее время таких шагов мы не увидим, то комитету, наверное, придётся брать инициативу в свои руки»,- сказал г-н Левин.

Президент Гильдии издателей периодической печати Сергей Моисеев прошёлся по всей производственной цепочке - от стоимости бумаги до распространения. Собственные полиграфкомбинаты не могут конкурировать с иностранными («даже в условиях кризиса большая часть российских заказов размещается в Прибалтике, Украине и Польше, где ниже пошлины и налоги»). 17 ЦБК на территории РФ производят не все виды бумаги, а на импортную пошлина - 10%. При этом отечественный производитель бумаги «пытается довести уровень своих цен до цен на западные аналоги».

Доля нереализуемой розницы - до 40%, причем к списанию издатели вправе принять лишь 10%, с остальной уплачивается налог на прибыль...

Плюс сокращение рекламы: прогноз на 2015 год - не менее чем пятидесятипроцентное падение. Г-н Моисеев предложил снять некоторые ограничения на рекламу БАДов, лекарств, отпускаемых по рецептам и медицинских услуг, некоторых видов алкоголя.

Председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александр Оськин привёл печальную статистику: в среднем по 10 киосков в день уничтожается по стране в интересах крупного ритейла, «но в супермаркетах газеты и журналы плохо продаются». Г-н Оськин предложил создать специальное Министерство информации, которое бы занималось печатью, потому что «у Минкомсвязи руки, видимо, не доходят», и принять закон о господдержке СМИ, как это было во времена Бориса Ельцина...

Главный редактор «МК» Павел Гусев рассказал: недавно представители СМИ встречались с президентом и передали ему письмо, подписанное всеми издательскими домами и информагентствами. В нём предлагается разрешить продавать в газетных киосках табачную продукцию (без рекламы, как в магазинах) - это спасёт киоски от разорения. И «реклама элитного алкоголя в глянце - вполне возможная вещь»,- сказал г-н Гусев. «Надо срочно добиваться введения 5% пошлины на экспорт бумаги, - заявил он. - 73% всей газетной бумаги, произведенной в России, вывозится за рубеж, повышение пошлин сохранит её на нашем рынке по нормальной цене». Г-н Гусев считает, что губернаторы и мэры не дадут умереть своим газетам, найдут на них деньги, а вот независимые СМИ, которые живут на рекламе, могут исчезнуть: «Останутся только те, кто говорит одним голосом, и это очень плохо».

Оказалось, что между издателями и полиграфистами нет единого мнения о содержании срочных антикризисных мер. К тому же, как отметила главный редактор газеты «Ведомости» Татьяна Лысова, проблемы у печатных СМИ немного разные: малотиражные газеты меньше волнует распространение, а с пошлинами на бумагу вопрос быстро не решишь. Но вот то, что волнует всех без исключения - заработки и доходы. Эту проблему, считает г-жа Лысова, можно решить быстрее: внести и принять законопроект об отмене ограничений на рекламу, например. Но и тогда с момента принятия закона до заключения реальных рекламных контрактов пройдёт несколько месяцев.

Надо действовать через Госдуму, так быстрее, в правительство всё увязнет в согласованиях - говорили многие участники заседания. Но даже если нужные законопроекты сейчас напишут и внесут депутаты, это не отменяет необходимости согласований и с правительством, и с администрацией президента...



Партнеры