Партия Нетаньяху лидирует на парламентских выборах в Израиле

В Вашингтоне исход голосования вызывает неопределенную реакцию

В Израиле 17 марта состоялись парламентские выборы. Израильское ТВ и американское CNN сообщают, что щель между главными соперниками — партией Нетаньяху «Ликуд» и левым «Сионистским союзом» — настолько узкая, что даже с помощью экзит-поллов трудно определить победителя. Закрываются избирательные участки. Та же неопределенность. Наконец «Нью-Йорк таймс» решается. Из Тель-Авива ее собкор Джуди Рудирен сообщает, что Нетаньяху «кажется, побеждает». В кнессете — парламенте всего 120 мест, из них Ликуд снова, кажется, завоевал не то 27, не то 28 мест. А левые во главе с лидером рабочей партии «Авода» Ицхаком Герцогом — не то 26, не то 27 мест.

В Вашингтоне исход голосования вызывает неопределенную реакцию

Но надо знать Биби. Он создал вокруг себя «ауру неизбежности победы». Его сторонники пели и плясали где только можно и… нельзя. Победителей не судят. Во всяком случае предсказания, публиковавшиеся в прошлую пятницу, давали преимущество Герцогу в 3-4 места. Если правительство сформирует Биби, то он, став премьером в 4-й срок — установит рекорд продолжительности пребывания у власти в истории Израиля.

В чем разница между «Ликудом» и «Сионистским союзом? «Разниц» много, но в основном она заключается в том, что «Ликуд» устами своего лидера Нетаньяху провозглашает: пока Биби возглавляет правительство палестинскому государству не быть. Герцог и его коалиция за существование двух государств — еврейского и палестинского.

Нетаньяху, который был премьером три года в 1990-х и вернулся к власти в 2009 году, утверждает, что он беседовал со всеми партийными лидерами «национального лагеря» и убеждал их сформировать новое правительство «без домашнего шума». Он заявил, что гордится народом Израиля, который в момент истины сумел отшелушить то, что важно от того, что нет, и защитить то, что важно, каковым он посчитал «подлинную безопасность, социальную экономику и сильное руководство», т.е. самого себя.

Но лозунг самого Биби звучит совсем иначе: «Разделяй и властвуй». Однако может ли он под таким лозунгом с сильным привкусом расизма управлять разрозненным Израилем? Вот в чем вопрос.

Герцог тоже праздновал победу, то, что он охарактеризовал как «небывалое достижение». И он в чем-то был прав. Такого количества голосов и мест рабочая партия не завоевывала с 1992 года. После закрытия избирательных участков герцог заявил, что он сформировал переговорную команду и надеется создать «реальное социальное правительство в Израиле, которое будет добиваться мира со своими соседями». На избирательной вечеринке в Тель-Авиве герцог подчеркнул, что «общество хочет перемен. И мы сделаем все, что в наших силах, учитывая существующие реалии, чтобы достичь этого».

Если Нетаньяху и его партия «победят», то он сможет сформировать весьма узкую коалицию националистов и религиозных партий, свободных от каких бы то ни было идеологических разногласий, что сковало его последнее правление. Кстати, именно поэтому он призвал к новым выборам в декабре прошлого года. Но как долго просуществует подобная коалиция, обладающая шатким большинством в кнессете?

В ближайшие дни президент Израиля Ривлин «проверит» партийных лидеров на то, кого они хотели бы видеть на посту премьера… Именно на этом месте пришла «молния» из Израиля: Ликуд получил 30 мест, а Сионистский союз — 24. Теперь уже ясно, кому поручит формирование кабинета президент Ривлин. (Сам Ривлин хотел бы иметь коалиционное правительство. «Я уверен, — говорит он, — что только такое правительство может предотвратить распад израильской демократии и новые выборы в недалеком будущем», — сказал он в интервью газете «Гааретц»). Соперники публично отказались от такого подхода, заявив, что противоречия между ними слишком глубоки. Сразу же после того, как избирательные участки были закрыты, Нетаньяху и Герцог засели за телефоны и стали обзванивать лидеров других партий. Так перед Нетаньяху стоит сложная задача. Он должен располагать в кнессете по крайней мере 61 голосом, чтобы иметь свободу рук, здесь Нетаньяху весьма надеется на Моше Калона, бывшего популярного ликудовского министра, который откололся от Биби, ибо был разочарован в нем. Сам Калон склоняется вправо, но о своей окончательной позиции он заявит лишь после того, как будут подсчитаны все бюллетени. Его партия «Кулану» рассчитывает на 10 мест в парламенте, согласно экзит-поллам. Вместе с двумя ультраортодоксальными партиями, рассчитывавшими на 14 мест, «Кулану» может дать Нетаньяху большинство. Однако есть мнение, что Нетаньяху в первую очередь заручится поддержкой Нафтали Деннетта (еврейская внутренняя партия) и Авигдора Либермана — консервативных лидеров таких же консервативных партий. А лишь затем обратится к Моше Калону. Таким образом будет сколочена коалиция в 63-64 места.

Возможные комбинации в Израиле вызывают неопределенную реакцию в Вашингтоне. Споуксмен Белого дома заявил, что «президент Обама остается преданным принципу тесной работы с победителем израильских выборов, чтобы сцементировать еще более углубить крепкие взаимоотношения между США и Израилем. Президент уверен, что он сможет достичь этого с любым лидером, которого изберет народ Израиля».

В выборах приняли участие 72% израильтян имеющих право голоса. Это на 4% больше, чем было на выборах 2013 г. На прошлых выборах у Нетаньяху не было серьезной конкуренции. На сей раз Герцог в союзе с Ципи Ливни создал «Сионистский союз», чтобы возродить философию основателей государства Израиль, которая включает и существование палестинского государства. «Сионистский союз» обещает прекратить строительство израильских поселений на Западном берегу и восстановить добрые отношения с Белым домом. Но у Белого дома бронепоезд стоит на запасном пути. Я имею в виду государственного секретаря США Джона Керри, который вместе с иранским министром иностранных дел пытается найти формулировки будущего соглашения о ядерных притязаниях Тегерана.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру