Иранский атом обострил конфликт между Обамой и Конгрессом

Какие проблемы ждут главу Белого дома из-за сделки с Тегераном?

Комитет по международным отношениям американского Сената одобрил законопроект, который позволяет конгрессу США оценивать будущую окончательную договоренность международной «шестерки» и Ирана, которая касается ядерной программы ближневосточной страны. Согласно законопроекту, глава Белого дома будет должен предоставить Конгрессу текст финального соглашения с Тегераном, чтобы парламентарии дали «окончательную оценку» договора. При этом законодатели могут не одобрить сделку с Тегераном и отказаться снимать американские санкции в отношении него. О том, почему иранский атом стал очередным поводом для раздора между президентом США Бараком Обамой и Конгрессом, «МК» рассказал руководитель Центра исследований внешнеполитического механизма США Института США и Канады РАН Сергей Самуйлов.

Какие проблемы ждут главу Белого дома из-за сделки с Тегераном?

– Президентская власть сейчас – демократическая, а конгресс находится под контролем республиканцев, – рассказывает «МК» эксперт. – Это одна из мер со стороны республиканского Конгресса, чтобы вставить палки в колеса президенту. Считается, что глава государства в США во время первого срока борется за переизбрание, а во время второго срока он должен совершить что-то великое, чтобы войти в историю. Политика «перезагрузки» Обамы провалилась из-за украинского кризиса. Это признают и администрация, и он, и республиканцы в конгрессе. Сейчас он добился принятия закона – демократы его пробивали долгое время – о реформе системы здравоохранения. Республиканцы хотят похоронить и этот закон, поскольку он в какой-то степени направлен против состоятельных, богатых американцев. Они считают Обаму чуть ли не социалистом, политиком левого толка.

В плане внешней политики у него сейчас две возможности. Они менее амбициозные и менее приоритетные, но все-таки это достаточно серьезные возможности войти в историю: договориться и подписать соглашение с Ираном по ядерной программе. В этом случае Россия пошла навстречу. При нашей активной поддержке это контурное соглашение было выработано. Второй момент – он хочет наладить дипломатические отношения с Кубой. Здесь Обама действует достаточно смело, нетрадиционно. Я думаю, по этому вопросу республиканский конгресс будет также вставлять ему палки в колеса. Чего в этом смысле опасаются американцы? Горбачев в свое время ушел с Кубы без всяких условий, не выторговав никаких уступок со стороны США и Запада в целом. Это был грубейший дипломатический просчет - любой дипломат прекрасно это понимает. Сейчас американцы боятся, что Россия – в силу того, что она укрепляет свои позиции в мире, проводит самостоятельную внешнюю политику и перестает быть послушным вассалом США – вернется туда и может опять превратить остров в военный форпост под боком у Америки. То есть это два основных внешнеполитических направления, которые сейчас очень важны для Обамы с точки зрения вхождения в историю.

Что касается Ирана - чтобы ратифицировать договор, в том числе это соглашение, если оно будет подписано, по конституции президент должен представить его на утверждение сената. Однако если Сенат не ратифицирует – ратифицирует президент. Сенат принимает одобряющую резолюцию в поддержку - или против - этого договора. Принимается она двумя третями голосов присутствующих сенаторов - это все есть в конституции США. Я думаю, поскольку Конгресс находится под контролем республиканцев, у Обамы будут большие проблемы с тем, чтобы добиться от Cената этой одобряющей резолюции в поддержку соглашения. Здесь есть уловка: президент может одобрить внешнеполитическое соглашение так называемым исполнительным указом (executive order). Тогда не требуется согласование и утверждение этого соглашения Сенатом. И, думаю, сенаторы боятся этого. Раз для Обамы это важно, он может, пойти и исполнительным указом ввести в действие это соглашение.

Поэтому сенаторы принимают вот этот законопроект о том, что текст соглашения должен быть обязательно представлен в Сенат, - чтобы вариант с исполнительным указом исключить. С другой стороны, даже если законопроект утвержден большинством членов этого комитета, его, чтобы он стал законом, должен утвердить Сенат. Потом Сенат представляет свою версию законопроекта в Палату представителей – как правило, в комитет по международным делам. Потом этот комитет должен дать одобрение, а затем - должна одобрить вся палата. Если версии законопроекта расходятся, то формируется согласительная комиссия, вырабатывается единый вариант, который потом должен быть принят обеими палатами. Затем он подписывается президентом и только тогда законопроект становится законом. Пока еще, до превращения этого законопроекта в подлинный закон, на любом из этих этапов может произойти срыв. Тем самым Сенат, я думаю, дает понять президенту, что в отношении соглашения по Ирану не следует прибегать к этой уловке, о которой я сказал, вводить в действие соглашение исполнительным указом.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру