В Марий-Эл открыли трехметровый памятник Сталину

Почему в России тоскуют по «отцу народов»?

«Больше Сталиных – хороших и разных!», «Иосиф Виссарионович победно шагает по стране!» – Это если использовать применительно к данному «объекту» расхожие шаблоны советских времен. А нынешний, как принято говорить, информационный повод поупражняться в подобном словесном синтезе – вот он: в одном из поселков республики Марий Эл открыт памятник «отцу народов».

Почему в России тоскуют по «отцу народов»?

Тенденция, однако! На дальних подступах к 100-летнему юбилею Октябрьской революции в нашей стране все заметнее, все активнее работа по возвращению на пьедестал одного из наиболее одиозных вождей коммунистического государства. – Возвращению в прямом и переносном смысле: открываются все новые сталинские мемориалы.

Самый масштабный, официальный и... «закамуфлированный» – конечно же тот, что был открыт в январе нынешнего года в Ялта. Памятник лидерам стран антигитлеровской коалиции, где усатый советский вождь – лишь один из трех персонажей. Но кроме этого творения скульптора Церетели установлены и еще несколько персональных сталинских монументов – в Якутске, в Липецке... Некоторые, правда, разу же оказались в опале у местных властей, предложивших их демонтировать.

А вдобавок появляются и другие «сталинские», ну или «околосталинские», проекты. В Тверской области подо Ржевом открылся музей «Калиниский фронт. Август 1943 года», посвященный чуть ли не единственной за всю войну поездке Верховного главнокомандующего Сталина на фронт. В дальневосточном Уссурийске на одном из зданий установили мемориальную доску с портретом Иосифа Виссарионовича, в одном из городов Дагестана улицу переименовали в проспект Сталина. Улицы Сталина есть в нескольких городах Кабардино-Балкарии и Северной Осетии...

Эти Сталины возникли вроде бы по вполне уважительной причине: в связи с юбилеем Победы. Причем во многих случаях главными инициаторами такого увековечивания данной исторической фигуры выступили местные отделения КПРФ.

А вот и последнее прибавление в этом ряду: изваяние Сталина высотой три метра установлено на территории сельскохозяйственного кооператива в марийском поселке Шелангер. Об этом сообщает сайт местного отделения КПРФ: «Это не дань моде. Последние социологические исследования показывают, что в российском обществе все больше людей с симпатией относятся к личности вождя и человека, имя которого было незаслуженно забыто на протяжении шестидесяти лет...»

«МК» попросил прокомментировать подобные заявления историка Виктора Сухова.

– Следует ли ожидать, что наша ныне «капиталистическая» страна неминуемо вновь полюбит знаменитого коммунистического «отца народов»?

– Заметные сейчас изменения в сторону более лояльного и уважительного отношения российского общества к этой одиозной исторической фигуре, – скорее подсознательное несогласие людей с нынешними российскими реалиями. Инфляция, катастрофически увеличившееся расслоение по уровню жизни, великую страну «обижают» и «гнобят» все, кому» ни лень... Вот тут и возникает вполне логичное желание вспомнить годы «великих сталинских свершений», когда все было совершенно по-другому. Есть еще и другой момент: уж слишком активно в последние четверть века у нас «мордуют» Иосифа Виссарионовича: такой, сякой, тиран, губитель миллионов жизней!.. А получился в итоге прямо противоположный эффект: по традиции российский народ склонен любить обиженных. Вот и стал превращаться прежний страшный «кремлевский горец» чуть ли не в идеал правителя. Нечто подобное было ведь в свое время и с императором Николаем. Когда официальная пропаганда его всячески принижала, критиковала, в народе возник массовый интерес к персоне последнего русского царя, появилось устойчивое мнение, что при нем-то Россия-матушка могла бы дальше благоденствовать, если бы не пресловутый 1917-й... Истина как всегда посередине. Попытки навести глянец на историческую персону Сталина столь же не правильны, как и стремление покрасить его в один лишь черный цвет. Уверен: мы никогда уже не вернемся к абсолютной любви к Сталину, столь характерной для 1930-х – середины 1950-х. Но и абсолютная ненависть к Иосифу Виссарионовичу столь же бесперспективна. Нужно просто всем – и его поклонниками, и его ненавистникам, – согласиться с тем, что этот вождь был и плохим, и хорошим для страны, для ее людей. О том и о другом следует не забывать. А скульптуры... Что ж, если с подачи нынешних коммунистов где-то люди захотят, чтобы стоял памятник этому вождю, – не вижу в том ничего страшного. В конце концов красуются же на улицах и площадях сейчас скульптурные Ленины в достаточно больших количествах, но это практически никак не влияет на политическую и экономическую жизнь страны. Вот и сталинские скульптуры – уверен! – не станут динамитом, заложенным под конституционные основы нынешней России. Не надо повторять ошибки большевиков, которые, придя к власти, взялись повсеместно «выкорчевывать память о проклятом царизме», круша старые памятники и заменяя их своими, коммунистически-правильными изваяниями. Как показал итог 70-летнего правления «красных», это не помогло им сохранить власть в стране.

х х х

На самом деле памятники и памятные знаки, посвященные «отцу народов», сохранялись в стране и в самые антисталинские годы.

В той же Москва никто и не подумал убирать бюст одиозного вождя с Красной площади. – Как стоял он позади мавзолея над могилой Иосифа Виссарионовича, так и остался стоять (только однажды какой-то непримиримый борец с тиранией умудрился отбить у каменного изваяния кончик носа).

Даже в лучшем в мире московском метро можно обнаружить изображения «великого вождя всех народов», правда, «замаскированные» в результате переделок во времена борьбы с культом личности. Например, в наземном вестибюле станции «Добрынинская» на мозаичном панно, изображающем праздничную манифестацию, портрет Сталина «подретушировали», превратив его... в Юрия Гагарина.

А в одном из уральских городов, на площади перед заводоуправлением скульптура Иосифа Виссарионовича продолжала стоять на протяжении нескольких лет после начала знаменитой хрущевской кампании, будучи превращена в другого большевистского лидера. Во времена развернувшейся в стране в конце 1950-х кампании по преодолению культа личности, местная администрация решила сэкономить и, не уничтожая полностью стоявшей перед главным входом скульптуры Сталина, заменить лишь голову – превратив Иосифа Виссарионовича в Феликса Эдмундовича (благо оба любили носить длиннополую шинель!). Перевоплощение Сталина в Дзержинского получилось довольно легким, единственная мелочь, которую не учли «рационализаторы» – наличие трубки в сталинской руке. А ведь «главный чекист» таким курительным прибором не пользовался! Вот и получился памятник-анекдот.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру