Швейцарский авиаскандал: Нарышкин повторил судьбу Брежнева

Авиалайнеры с нашими высшими руководителями на борту «атакуют» не впервые

Одно из громких событий «со знаком минус», случившихся в эти дни, – «атака» швейцарским истребителем российского авиалайнера, на котором летела в Женеву наша парламентская делегация во главе со спикером Сергей Нарышкин. Инцидент вызвал негодование российских властей в адрес альпийской республики, высказанное по дипломатическим каналам. В ответ Швейцария выразила сегодня «сожаление» по поводу произошедшего в небе над Альпами. Скорее всего на этом «небесный конфликт» будет исчерпан. А мы в связи с этим можем вспомнить очень похожее ЧП, которое произошло 54 года назад. Тогда «под ударом» чужого военного самолета оказался сам Леонид Брежнев.

Авиалайнеры с нашими высшими руководителями на борту «атакуют» не впервые
Сергей Нарышкин

История эта случилась, когда Леонид Ильич еще не был генсеком, но, тем не менее уже занимал один из высших государственных постов в Советском Союзе: являлся Председателем Президиума Верховного Совета СССР. Именно в таком качестве Брежнев отправился в феврале 1961 года с официальным визитом в страны Африки. Во время этого полета и случилось крайне неприятное событие, которое, по мнению некоторых, угрожало жизни одного из советских лидеров.

Из официального заявления Министра иностранных дел А. Громыко временному поверенному в делах Франции в СССР:

«9 февраля имел место беспрецедентный случай нападения французского военного самолета на советский гражданский самолет, на борту которого находились Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнев и сопровождающие его лица. Нападение произошло в период с 14 ч. 23 мин. по 14 ч. 30 мин. гринвичского времени в воздушном пространстве над международными водами Средиземного моря в районе около 130 км на север от г. Алжир (в то время Алжир являлся французской колонией – авт.). Самолет Гражданского воздушного флота СССР типа ИЛ-18 следовал в Рабат (столицу Марокко – авт.) по маршруту, который был заранее сообщен соответствующим французским властям.

В указанное время, когда самолет находился на высоте 8250 м, внезапно появился реактивный истребитель с французскими опознавательными знаками и сделал три захода на опасно близком расстоянии от самолета. Во время заходов истребитель дважды открывал стрельбу по советскому самолету с последующим пересечением курса [ИЛ-18]. Такого рода действия французского военного самолета … могли вызвать тяжелую катастрофу. Эти действия нельзя расценить иначе, как акт международного бандитизма. Грубо провокационный характер действий французского истребителя становится еще более очевидным, если принять во внимание, что незадолго до появления истребителя советский самолет установил радиосвязь с алжирским аэропортом, и таким образом французским властям было точно известно о месте нахождения советского самолета, следовавшего по курсу, который к тому же был заранее известен французскому правительству… В связи с разбойничьим нападением французского истребителя Советское Правительство РФ заявляет Правительству Франции решительный протест, ... и требует наказания виновных…»

Некоторые подробности инцидента стали известны со слов Бориса Бугаева – личного пилота Брежнева, который управлял этим ИЛ-18: «В связи с облетом и троекратным пересечением французским самолетом курса следования нашего самолета, алжирской радиостанции Службы авиадвижения с борта нашего самолета была передана срочная радиограмма на английском и французском языках: «Военный истребитель делает круги вокруг нашего самолета «Ильюшин-18» №75708 Аэрофлота. Прошу отозвать истребитель.» Радиостанция аэропорта Алжира, приняв эту радиограмму, ответила «О`Кей!», повторив это слово дважды…»

Впрочем какой смысл вкладывали в данный ответ «алжирские французы», так и осталось непонятным. Во всяком случае их истребитель не только демонстративно атаковал наш лайнер, но и произвел по нему несколько выстрелов.

Сам Леонид Ильич позднее вспоминал: «Все тогда решали секунды. И именно в эти секунды опытный экипаж, который возглавлял летчик Борис Бугаев, сумел вывести гражданский самолет из зоны обстрела.»

В Стране Советов случившийся над Средиземным морем инцидент сразу же использовали – в тогдашних советских традициях, – для очередной громкой антиимпериалистической кампании. Страницы наших газет украсили подборки публикаций под рубрикой «Советский народ возмущен бандитским актом французской военщины». Из помещенных там материалов явствовало, что на многих предприятиях и в организациях прошли митинги, участники которых «гневно клеймили» и «единодушно принимали резолюцию протеста».

Что же касается французов, то судя по газетным публикации, уже на следующий день после происшествия, 10 февраля представитель их МИД РФ в Париже «квалифицировал это событие, как «достойный сожаления инцидент», и добавил, что французские власти проводят расследование».

Однако никаких внятных объяснений от правительства генерала де Голля в последующие дни так и не последовало. (Или эта информация прошла по закрытым дипломатическим каналам и не была обнародована. По крайней мере на страницах тогдашних газет ничего подобного отыскать не удалось.) Судя по всему, дело в итоге «спустили на тормозах». Леонид Ильич, благополучно добравшись до марокканской столицы и пообщавшись с королем Марокко, из Рабата полетел дальше – в Гвинею и в Гану. А еще буквально 3 дня спустя громыхнуло новое громкое международное ЧП: был убит «прогрессивный» премьер-министр Конго Патрис Лумумба, которого активно поддерживало руководство СССР, и наши средства массовой информации занялись отработкой «лумумбовской» темы, нелицеприятно поминая «империалистический убийц» и описывая прокатившиеся по миру акции протеста. Ну а уж когда через несколько недель на земную орбиту отправился первый космический корабль с человеком на борту, стало и вовсе не до «воздушного покушения» на Брежнева, – весь мир объединился в восторженных дифирамбах Юрию Гагарину и достижениям советской космической техники.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру