Что даст Армении новая Конституция

На вопросы МК ответил политолог, эксперт Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Андрей Арешев

В минувшее воскресенье, 6 декабря, в Армении состоялось голосование по вопросу о переходе от президентской к парламентской форме правления. По предварительным данным, большинство граждан (более 63%) проголосовало за принятие конституционных реформ. Оппозиция с этим не согласна и проводит митинг протеста на площади Свободы в Ереван.

На вопросы МК ответил политолог, эксперт Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Андрей Арешев

- По чьей инициативе проводился конституционный референдум? Как и когда возникла идея поменять Конституцию?

- Референдум был предложен властями. Процесс был инициирован в 2013 году, когда президент Армении Серж Саргсян подписал указ о создании специальной конституционной комиссии, призванной разработать поправки к основному закону страны. Согласно этим поправкам, Армения из президентско-парламентской республики становится парламентско-президентской. С того самого момента, с сентября 2013 года, комиссия работала, представляла свои проекты поправок. Этот процесс сопровождался оживленными дискуссиями в обществе. Противники этой реформы указывали на неоднозначные результаты сходных процессов в других постсоветских странах, в частности, в Грузия. Также они обвиняли власти в стремлении так или иначе продлить свои полномочия. Инициаторы и сторонники реформ говорили об их прогрессивном влиянии на будущее развитие Армении, что, на мой взгляд, пока не очевидно.

- Как повлияют итоги голосования на будущее Армении? Какие шаги последуют вслед за внесением изменений в Конституцию?

- Согласно официальным данным большинство граждан реформу поддерживает. Таким образом, Армения вступает в новый и совсем непростой этап своего развития. Предстоит реформировать законодательство под новую Конституцию, отрабатывать механизмы принятия ключевых решений в политической, в экономической сфере, а также в сфере национальной безопасности, что особенно важно с учетом неурегулированного карабахского конфликта. Необходимо принимать рамочные законы о правительстве, о парламенте. Напомню, что теперь именно депутаты парламента вкупе с представителями местных общин выбирают президента на 7 лет. Полномочия президента теперь радикально пересматриваются в сторону Правительство РФ и парламента. Все это, естественно, окажет влияние на работу всей государственной машины.

- Зачем понадобилось президенту урезать свои полномочия? Кто выигрывает от результатов референдума?

- Дело в том, что Саргсян не может выдвигаться на третий срок. И он неоднократно говорил, что не собирается становиться ни председателем правительства, ни спикером Национального собрания. Но очевидно, что он вполне может остаться первым лицом в правящей Республиканской партии, и, таким образом, сохранить какие-то рычаги влияния. Именно Республиканская партия выступила с инициативой конституционной реформы. Ее поддержали все ведущие политические силы страны. Единственным последовательным противником конституционных реформ была партия Армянский национальный Конгресс, возглавляемая первым президентом страны Левоном Тер-Петросяном.

- Ваше личное отношение к тому, что произошло?

- Мне не вполне понятна цель этих реформ. Я об этом неоднократно говорил. Но таков выбор армянского народа, который нужно уважать.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру