Катарский министр заявил в Кремле о «групповом наказании» сирийского народа

«Путин вряд ли был искренне рад видеть своего гостя — эмира аль Тани»

Первая международная встреча нового года в Кремле оказалась символической - Владимир Путин принимал эмира Катара Тамима Бен Хамада Аль Тани. Ближневосточная тематика доминировала во внешней политике России в прошлом году, и, вне всяких сомнений, будет доминировать в нынешнем. И, хотя Катар занимает прямо противоположную позицию в отношении будущего сирийского лидера Башара Асада, на свержение режима которого Доха потратила уже не один миллион долларов, это как раз тот случай, когда дружить нужно, хотя и не хочется.

«Путин вряд ли был искренне рад видеть своего гостя — эмира аль Тани»

Справедливости ради стоит отметить, что на прошлой неделе у Путина уже была одна международная встреча - с греческим президентом Прокописом Павлопулосом. Но, во-первых, он является чисто церемониальной фигурой и ничего не решает. А во-вторых, принимали грека не в Кремле, а в загородной резиденции, практически за чашкой чая.

В этом смысле визит эмира Катара аль Тани оказался обставлен гораздо более официально: огромный кортеж, сопровождение, представительский кабинет и переговоры в формате официального завтрака. Аль Тани - уже одиннадцатый (!!!) ближневосточный лидер, посетивший Россию, начиная с лета 2015 года. До него здесь побывали руководители Египет, Бахрейна, Иордании, Арабских Эмиратов, Израиль, Палестины и т. д. Впрочем, большого прогресса в урегулировании сирийского конфликта или нормализации арабо-израильских отношений эта дипломатическая активность пока не принесла.

Журналисты ожидали, что монарх появится в Кремле традиционной одежде - тунике, кафтане или на худой конец в перехваченном обручем ихраме (именно так 35-летнего аль Тани обычно изображает официальная фотохроника), но он оказался одет вполне по-европейски и даже с претензией на пижонство. Из кармана пиджака эмира торчал алый платок, гармонирующий с таким же по цвету галстуком.

Путин вряд ли был искренне рад видеть своего гостя - слишком большие противоречия, накопились между Россия и Катаром за последние несколько лет.

Доха не только финансирует исламистские группировки, ставящие целью свержение режима Башар Асад, сотрудничает с Турция по поддержке "Братьев-мусульман" и поддерживает Саудовскую Аравию в ее конфликте с Иран. Как обладатель одного из самых больших месторождений природного газа, катарская монархия, несмотря на свои скромные размеры (президент Египта как-то пошутил, что все население страны уместится в каирском отеле "Интерконтиненталь"), имеет серьезные амбиции. Уже сейчас Катар является лидером по продаже сжиженного газа, а в перспективе планирует начать трубопроводные поставки через Сирию в Турцию и Европу, что сильно осложнит жизнь конкурентам, в том числе и России. (Кстати, одной из причин начала войны в Сирия многие аналитики называют отказ Асада от строительства катарского газопровода в 2009 году). Впрочем, в политике, как известно, нет друзей и врагов, есть взаимные интересы.

Приветствуя Путина, эмир заявил, что рассчитывает обсудить с российским лидером состояние рынка энергетики (цены на газ, как известно, привязаны к стоимости нефти) и инвестиционное сотрудничество (Катар славится тем, что скупает активы во всех странах мира и практически во всех отраслях). А также ситуацию в ближневосточном регионе.

"Роль России сегодня является основной в том, что касается стабильности в мире, мы очень хотим развивать отношения и найти решение ряда проблем в том, что касается стабильности в некоторых странах нашего региона", - заявил аль Тани. Путин также был немногословен и подчеркнуто вежлив. Он напомнил, что визита эмира в Кремле ждали еще в прошлом году (он не состоялся из-за отказа катарский стороны, возмущенной действиями России в Сирии, также в Москва не дождались короля Саудовской Аравии Сальмана)."Надеюсь, что все усилия, которые мы прилагали к строительству наших отношений послужат хорошей базой для дальнейших шагов", - сказал ВВП.

После переговоров лидеры к прессе не вышли, и даже подписание двусторонних документов вопреки традиции прошло за закрытыми дверями. Об их содержании СМИ рассказали глава МИД РФ РФ Сергей Лавров новости и министр иностранных дел Катара Халед Бен Мухаммед аль Атыя - это соглашения о контактах в области культуры и о безвизовых поездках владельцев дипломатических паспортов. Иными словами - ничего принципиально важного.

Сергей Лавров был готов к общению с журналистами, однако его катарский коллега попросил обойтись без вопросов, ограничившись кратким заявлением. Естественно, в таком формате конкретное содержание переговоров осталось не раскрытым. Глава российского МИД лишь подтвердил приверженность России венским договоренностям, закрепленным резолюцией Совбеза ООН, которые гарантируют право сирийского народа самостоятельно определить свою судьбу.

"Мы рассчитываем, что переговоры между оппозицией и сирийским Правительство РФ в Дамаске начнутся в ближайшее время, уже в этом месяце", - заявил Лавров.

Катарский министр в ответном выступлении сообщил, что "сирийский народ постигло групповое наказание" (по крайней мере так аль Атыя перевел переводчик), но, к счастью, развивать эту тему не стал, сосредоточившись на вопросах гуманитарного характера. По его словам, Катар и его монарх не поддерживают терроризм ни в какой форме, и готовы вместе с международным сообществом искать политическое решение сирийского конфликта, чтобы положить конец убийствам, грабежам и голоду. "Промедление приведет к дальнейшему ухудшению обстановки и грозит усилением религиозного противостояния", - со знанием дела предупредил министр.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру