Президентская кампания в США перед «супервторником» и после

Праймериз и кокусы пройдут более чем в 10 штатах

Журналистику называют «черновиком истории». И в этом ее большая заслуга. Конечно, журналистика не может дать такого анализа событий и их осмысление, как история. Для этого у журналистики не хватает дыхания, называемого «пафосом истории». Но зато журналистика, находясь в центре событий, лучше передает их аромат и сиюминутность. Мы не только плетемся в хвосте событий, но иногда и обгоняем их. «Виною» этому часто является специфика газетного дела. Примером этого может служить и мой сегодняшний комментарий. Он дойдет до читателя лишь в среду, когда американский «Супервторник» уже будет принадлежать истории. И тем не менее необходимо сохранить в нем черты вчерашнего дня, чтобы он попал прямо в точку событий.

Праймериз и кокусы пройдут более чем в 10 штатах

В «Супервторник» праймериз и кокусы проходят в 13 штатах. И во многом они определяют дальнейший ход президентской кампании.

Успехи Дональда Трампа были очевидны – его рейтинг на 30 с лишним процентов обгонял преследовавших его сенаторов Марко Рубио (16%) и Теда Круза (15%), и республиканский истеблишмент уже почуял на себе победоносную длань Трампа. В Вашингтоне республиканская партийная иерархия зашевелилась. Тень Трампа пала и на Капитолийский холм, где республиканцы имеют большинство в обеих палатах — и представителей, и сенате.

Республиканцы на Капитолии уже начали раскалываться. Одни готовы поддержать победителя, а другие говорят: «Трампа? Никогда!»

Обычно победитель сплачивает вокруг себя партию. Но республиканцы, чувствуя в Трампе «инопланетянина», эту традицию пока не хотят соблюдать.

Тем не менее раскол в республиканском истеблишменте и в республиканском большинстве в конгрессе стал намечаться. Конечно, многие сенаторы ожидают окончательных итогов выборов. Если они подтвердят победу Трампа, то республиканскому сенату придется «высказаться».

Многие ведущие республиканцы говорят, что номинация Трампа могла бы нанести республиканской партии большой урон.

Демократы, которые поначалу относились легкомысленно к возможности дуэли Хиллари Клинтон с Трампом, тоже навострили уши. Дело в том, что спикер палаты представителей Пол Райян из Висконсина и сенатор Джон Маккейн из Аризоны сделали заявления, согласно которым они будут поддерживать любого номинанта из чисто партийной лояльности. Другие республиканские сенаторы, возглавляемые Тимом Скоттом из Южной Каролины, с энтузиазмом продолжают поддерживать Марко Рубио из Флориды. Что касается конгрессменов, то они более осторожны в своем выборе.

Но независимо от того кто является первым выбором республиканского истеблишмента, весь его корпус испытывает давление. Настало время выбора: могут ли республиканцы притерпеться к Дональду Трампу, как лидеру своей партии — дефакто? Вот что говорит по этому поводу Ньют Гингрич, экс-спикер палаты представителей: «Также как истеблишмент испытывает тяжесть понимания Трампа в качестве номинанта, так и Трамп испытывает тяжесть давления истеблишмента, который не хочет его поддерживать».

Буквально в последний день перед «Супервторником» Трамп допустил ошибку, когда отказался сразу же отмежеваться от таких крайних расистских элементов, как Дэвид Дьюк, бывший лидер Ку-клус-клана. Этот промах Трампа попытались во всю использовать против него Рубио и Круз. Однако, по крайней мере в одном важном вопросе, представители истеблишмента и Трамп находятся в очень близком контакте. Я имею в виду иммиграцию. В этом вопросе Трамп нашел подход к истеблишменту.

Разумеется, в стане демократов такой разобщенности не наблюдается. Впечатляющая победа в Южной Каролине дала Хиллари Клинтон уверенность в том, что южные штаты проголосуют за нее. Помимо этого тот факт, что она была первой леди, сенатором и государственным секретарем, говорит за ее компетентность и подготовленность к высшей должности в США.

Любопытное явление. Противник Хиллари Клинтон Берни Сандерс не получил в сенате поддержки. Все, около 40 демократических сенаторов выступили на стороне Клинтон. Явление сие любопытно потому, что все 40 сенаторов в хороших отношениях с Сандерсом. Все они его личные друзья, однако… А вот у республиканцев сенатора Теда Круза из Техаса никто на дух не выносит. Говоря о Сандерсе, сенатор Барбара Боксер заявляет: «Наше отношение к нему абсолютно позитивное. Оно не является негативным. В этом как раз и состоит наше отличие от республиканцев. К тому же я многие годы работала с Хиллари вместе в сенате».

Г-жа Боксер, видимо, запамятовала, что еще больше она работала и работает в сенате с Сандерсом — почти что 10 лет. Но, как говорится, простим ее за эту оплошность.

Такова была политическая погода в США перед «Супервторником». Что она принесла Америке? Об этом придется написать в четверг. Журналистика, видимо, не только черновик истории.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру