Кристофер Фарисс, Чарльз Крэбтри и Холгер Керн, как рассказывает Forbes, обратились к различным российским изданиям от имени вымышленного НКО «Наш альянс».
Тексты предложенных объявлений, которые предполагалось разместить в СМИ, выражали разную степень критики власти: от сообщений о необходимости защиты исторических зданий до заявлений об отсутствии свободы слова в стране.
При этом ряд объявлений нес в себе призыв к «коллективным действиям».
В случае, если речь шла просто о рекламных площадях под объявления НКО, ученым ответили 24,2% СМИ. А вот о политической рекламе готовы были начать переговоры лишь 9-18% изданий (процент изменялся в зависимости от степени критичности текста по отношению к властям).
На призыв опубликовать заметку об охране зданий откликнулись 29% СМИ, однако если в нем содержался призыв к «коллективным действиям», реагировали только 19%.
При этом в любом случае треть СМИ спрашивали о целях НКО (этот вопрос приравнивался к отказу от публикации), а 90% всех СМИ интересовались тем, что оно из себя представляет. Причем интерес был тем сильнее, чем оппозиционнее объявление.
В итоге нейтральные объявления согласились опубликовать (во всяком случае, предоставили расценки) 12% изданий, а оппозиционные тексты — лишь 1-2%.
Таким образом, исследователи пришли к выводу о высокой степени самоцензуры в российских СМИ.