Верхи не могут, не знают и не умеют

Не следует недооценивать риски непрофессионализма и некомпетентности властей

Не следует недооценивать риски непрофессионализма и некомпетентности властей

«Они что там, не понимают, что ли?» — такой вопрос мне задавали не раз, искренне недоумевая, почему власти принимают или заведомо неверные решения в области экономики, или не принимают вообще никаких решений, когда их надо принимать. Задавали разные люди и в разных аудиториях. Задавали потому, что многие по-прежнему искренне уверены, что уж если люди дошли до верхов, до работы в министерствах и ведомствах, до правительства, в общем, до власти высокого уровня, они и должны быть самыми понимающими, самыми умными, если хотите.

Я уже достаточно давно отвечаю на подобного рода вопросы коротко: «Да, не понимают». Ну а что, они ведь тоже там люди, могут и ошибаться, могут искренне что-то недопонимать. А могут, кстати, и неискренне недопонимать.

Но я их ни в коем случае не оправдываю, потому что это ненормально, это безобразие, когда столько непонимания в действиях властей.

Конечно, выдвигая столь серьезные претензии к властям предержащим, надо бы подкреплять все это более чем серьезными аргументами.

Как вам такой аргумент? Сегодня растут цены, снижается уровень жизни людей. И хотя нам обещали, что все это достаточно скоро закончится, никаких просветов не видно. В феврале 2016 года, к примеру, реальные располагаемые денежные доходы населения обвалились на 6,9% по сравнению с февралем 2015 года.

То, что переживает страна сегодня, называется структурным экономическим кризисом. Причиной такого кризиса становятся накопившиеся в экономике структурные диспропорции и несоответствия.

Но ведь эти диспропорции стали действительностью не сами по себе. Они появились, потому что власти не делали того, что необходимо было делать. К примеру, сколько лет мы слышали от верхов, что надо слезать с нефтяной иглы. Почему не слезли? Почему не использовали благодатнейшие 2000-е годы для этого самого «слезания»? Почему постоянно говорили, что та же «сланцевая революция» — это несерьезно?

Отвечаю: потому что не хватило профессионализма и, я бы еще добавил, ответственности.

Или, например, вот еще… нет, остановлюсь, потому что действительно примеры непрофессионализма и некомпетентности в принятии управленческих решений на высоком уровне можно множить и множить.

Тут встает другой вопрос: почему стала возможной такая некомпетентность?

Конечно, с некоторыми оговорками, но все-таки можно сравнивать профессиональный уровень властей сейчас и в прошлом. В советское время, по моему глубокому убеждению, в министерствах и ведомствах трудились гораздо более подготовленные люди. Другое дело, что сама экономическая система, если можно так сказать, выработала свой ресурс. Накопились такие диспропорции, что страна дошла до пустых прилавков. А люди во власти просто и не знали, как должна функционировать рыночная экономика.

В 1990-е годы проблема профессионализма в принятии управленческих решений уже стала проявляться в явной форме, но все-таки она не дошла до той остроты, которая наблюдается сегодня.

Сейчас ситуация иная. Рыночную экономику, пусть кривую и косую, но уже давно построили, времени, чтобы понять и научиться действовать в ней, было предостаточно. Однако не научились, не поняли. Вернемся к вопросу о том, почему это произошло.

1. Если есть проблемы с профессионализмом практически во всех сферах, значит, они есть и в управлении. Управление не находится в стороне от того, что происходит в других сферах экономики.

2. Профессионализм, компетентность перестали быть главными критериями при отборе кандидатов на высокие должности. Конечно, могут быть и исключения. Но в целом картина именно такая: корпоративное родство, землячество, личная преданность и лояльность и т.п. — вот что сегодня прежде всего принимается во внимание при назначениях. Конечно, это было и раньше, но все-таки не в такой острой форме.

3. Нездоровая мотивация при выборе работы в пользу госслужбы. При нынешнем-то уровне коррупции, что самими властями признавалось не раз, идут в чиновники те, кто рассматривает свое «хождение» на госслужбу как своеобразный бизнес. И необязательно предполагаются заработки на взятках и откатах. Можно ведь идти и за тем, что, кстати, немало людей и делает, чтобы обзавестись полезными контактами и связями. Ну, а потом уйти с госслужбы, используя этот «капитал».

В любом случае вряд ли такая мотивация располагает к профессиональному совершенствованию. Не за тем шли.

4. Практика «ручного управления», реализуемая с самого верха, не стимулирует к профессиональному совершенствованию. Зачем? У нас как всегда: «Вот приедет барин, барин нас рассудит», «Я начальник — ты дурак, ты начальник — я дурак» и т.п.

5. Жирные годы высоких цен на нефть отучили думать. Зачем что-то придумывать, если все растет?

6. Безответственность за принятые решения. Это у нас повсеместно. Можно принять, к примеру в декабре минувшего года, закон о федеральном бюджете на следующий год, а спустя буквально пару месяцев или даже меньше ставить вопрос о фактическом принятии нового бюджета, потому что только что принятый оказался абсолютно недостоверным. Но если нет ответственности за подготавливаемые и принимаемые решения, то спрашивается: чего напрягаться-то?

Наверное, можно еще назвать и другие причины низкого профессионализма в действиях нынешних властей. Но и этих более чем достаточно.

Вот потому-то для меня лично и не существует вопроса о том, обладает ли нынешнее правительство, власти в целом опытом и знаниями, необходимыми для вывода страны из кризиса. Не обладают, не компетентны.

Так на самом деле думают уже многие, но пока не большинство. Вот интересные результаты соответствующего опроса, который был проведен во второй половине марта 2016 года фондом «Общественное мнение». Вопрос формулировался так: «Если говорить в целом, как вы считаете, российское правительство обладает или не обладает опытом и знаниями, необходимыми для вывода страны из кризиса?»

Так вот, 52% участвующих в опросе все-таки ответили, что «обладает». Противоположной точки зрения — «не обладает» — придерживаются 30% ответивших. А 18% затруднились ответить на данный вопрос. Предположу, кстати, что многие при ответе на данный вопрос не очень-то отделяли правительство от тех же законодателей. В общем, народ оценивал власти в целом.

Правда, встает вполне естественный вопрос: если такие знания есть, то почему до сих пор из кризиса не вышли. Что, знают, но никому не скажут? Но еще более важный вопрос: если такие умные, то почему вообще в этот кризис вошли?

И хотелось бы, наверное, властям объяснить нынешние экономические трудности только падением мировых цен на нефть и санкциями, да не могут они это сделать. Не могут хотя бы потому, что еще в декабре 2013 года в президентском послании Федеральному собранию прозвучало признание, что главные причины трудностей в экономике не внешние (тогда это было начавшееся снижение мировых цен на нефть), а внутренние.

Встает естественный вопрос: и что теперь со всем этим делать? Быстро, конечно, изменить ситуацию не получится. Она формировалась годами. Но при наличии политической воли (ох уж эти набившие оскомину слова про политическую волю), при признании проблемы шансы изменить ситуацию есть.

Кстати, многое ведь будет зависеть и от развития политической ситуации в стране. Я вот об этом не сказал, когда перечислял причины низкого профессионального уровня нынешних властей, а надо было бы: политическое доминирование одной партии, отсутствие нормальной политической конкуренции. Формально оппозиционные партии, представленные в Госдуме, не в счет, потому что они сегодня также представляют одну партию — партию власти. Говорить их представители могут что угодно, но на самом деле дело обстоит именно так.

Не следует, кстати, недооценивать риски непрофессионализма и некомпетентности властей. Невежество — оно ведь и воинствующим бывает. В чем я вижу возможную воинственность?

По мере ухудшения экономической ситуации будет возрастать вероятность принятия совсем уж из ряда вон выходящих решений — глубоко непрофессиональных. Ну, например, давайте введем валютные ограничения, напечатаем сколько надо денег и т.п. А че, запретить доллар — и все!

Если мы дойдем до этого, получим полный коллапс. Поэтому у меня просьба к тем, кто сегодня вырабатывает и принимает высокого уровня управленческие решения: не стесняйтесь, почитайте что надо, полезное, посоветуйтесь лишний раз. И не забывайте, что когда экономика доходит до системного кризиса, даже по определению, что называется, не существует решений, которые вот так вот в два счета исправили бы ситуацию.

А вообще: думать надо! Всем.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру