Трусливый сенат и разгневанный Орландо: оружейные поправки не прошли

Оружейное лобби оказалось сильнее

Есть ситуации, которые не забываются. Они врезаются в память и остаются в ней навсегда. Иногда это высокая трагедия, иногда — балаган. И иногда и то, и другое вместе. И почему-то это последнее оставляет особый след в памяти человека. Только что сенат Соединенных Штатов разыграл именно такую трагедию-балаган на Капитолийском холме. Высшая палата Конгресса США трусливо поджала хвост перед своим надсмотрщиком — Национальной Оружейной Ассоциации США. В порядке дня стояли четыре отдельных предложения по укреплению, сокращению продажи стрелкового оружия.

Оружейное лобби оказалось сильнее

Над сенаторами витали призраки убитых в Орландо 49 человек. Их родные и близкие сидели на гостевых местах Конгресса. Но они были далеко не гостями в этой трагикомедии. Именно под их взглядами, замутненными слезами и гневом, голосовали сенаторы.

Поправки были, казалось бы, абсолютно минимальные, именуемые на языке Конгресса «прибавочным прогрессом». Но и этот «прибавочный прогресс» был опрокинут в мусорный ящик истории. Предложения или, скорее, поправки предусматривали, что люди, находящиеся под «присмотром властей» и занесенные в список «федерального терроризма», не имеют права покупать стрелковое оружие. Поправка эта абсолютно очевидная закрыла бы отдушины, которые имеет закон о проверке бэкграунда покупателей. Была поправка и о том, что люди с больной психикой тоже не имеют права покупать оружие.

Помимо этого все четыре предложения-поправки по контролю над продажей оружия заключали в себе такие вопросы, как недопущение продажи оружия в руки тех, у кого отобраны паспорта, как у подозреваемых в терроризме. Казалось бы, куда «прибавочнее»?

Сенатор-республиканец от штата Мэйн Сьюзан Коллинс, работавшая над компромиссным текстом поправок, что вызывало недовольство лидеров обеих партий в сенате, предложила запретить продажу оружия подозреваемым в терроризме. Тем людям, которые находятся в списках запрещающих им летать, а также в списках по дополнительной проверке в аэропортах. Но даже этот билль смягченный республиканским сенатором был отвергнут палатой.

Оружейное лобби сыграло огромную роль в том, как проголосовали сенаторы. Его роль в провале абсолютно ясных поправок сейчас никем не оспаривается. Демократы структурировали свои поправки так, чтобы республиканцы их отвергали, а республиканцы структурировали свои поправки так, чтобы против них голосовали демократы. В таком раскладе ни одна поправка не смогла набрать необходимых для утверждения 60 голосов сенаторов из 100.

«Наши избиратели видят последовательность в этом бездействии, — сказал сенатор Гарри Рид из Невады, лидер демократического меньшинства. — Очень жаль, что наши попытки заблокированы республиканским Конгрессом, который марширует под звуки оркестра Национальной оружейной ассоциации.

Сенатор Дианна Файнстин из Калифорнии наиболее высокая по рангу своей партии в сенатском комитете по разведке предложила поправку, что любой человек, находящийся в списке подозреваемых в федеральном терроризме не имеют право покупать оружие. Собственно говоря, эта же поправка голосовалась в декабре прошлого года после массового убийства в Сан-Бернардино, Калифорния. Но и тогда она не была принята сенаторами. Сенатор Файнстин заявила: «Настало время для нас, чтобы подняться». Время это настало уже давно. Трудно сказать, что имела в виду под словом «подняться» госпожа сенаторша. Но даже то, что она попыталась приподняться — было загублено на корню.

Республиканцы утверждали, что люди, занесенные в список федерального терроризма имеют весьма широкий обхват и поэтому предложили несколько иной вариант — чтобы правительство задерживало на 72 часа факт продажи оружия кем-либо, из подозреваемых в терроризме. 72 часа, после чего человек, подозреваемый в федеральном терроризме получает желанное оружие. Как сказал сенатор Митч Макконнелл от штата Кентукки, являющийся лидером большинства: «Никто не хочет, чтобы террористы могли покупать оружие и взрывчатку». Но это не помешало ему проголосовать против своих же собственных слов.

Две другие поправки, которые тоже не были приняты сенатом, были внесены сенатором Кристофером Мэрфи, демократом от штата Коннектикут. Именно он занимался флибустьерством всю прошлую неделю, чтобы обратить внимание и сенаторов, и общественности к проблеме торговли оружием. Его предложение сводилось к следующему — усилить проверку бэкграунда покупателей оружия на выставках оружия и по интернету. Предложение, внесенное республиканцами, предполагало больше сфокусироваться на системе лечения душевных болезней.

Что касается администрации Обамы, она вовсю пыталась воздействовать на сенаторов упиравшихся и не желавших голосовать за абсолютно очевидные предложения. «Точка зрения администрации заключается в том, что народ Соединенных Штатов должен включиться в проходящие дебаты», — заявил Джош Эрнест, пресс-секретарь Белого дома. Он заметил прогресс в том, что сенатские бдения активно дебатируются в прессе и обществе.

Подключился к проблеме торговли оружием и кандидат Республиканской партии в президенты Дональд Трамп. Он выступил на стороне республиканцев, которые пытаются сохранить права владельцев оружия. Хиллари Клинтон — кандидат от Демократической партии в президенты сделала проблему контроля над оружием одной из центральных в своей избирательной кампании.

Кстати говоря, сенатор Берни Сандерс из Вермонта, который был основным противником Клинтон от Демократической партии проголосовал вместе со своими партийными товарищами. Дело в том, что проблема контроля над оружием весьма сложна у Сандерса. Он в принципе выступает против такого контроля. После голосования члены Демократической партии подходили и к нему и поздравляли его. Сам же он сидел грозно насупившись.

Сенат голосовал, точнее, провалил поправки как раз в тот день, когда Верховный суд США отказался выслушать вызов конституции штата Коннектикут. Это касалось закона, принятого в 2013 году, после массового убийства в начальной школе «Сэнди Хук».

Меры, которые были предложены сенатом, были обречены на провал уже с самого начала. После резни в «Сэнди Хук», где были убиты 20 малолетних школьников, сенат отклонил поправку, Хотя в то время большинство принадлежало демократом. Ныне демократы в меньшинстве и выступают с так называемой поправкой сенатора Мэрфи. Поправка предполагает расширение проверки бэкграунда, кроме передачи оружия как подарков в кругу одной и той же семьи. Республиканцы называют такую поправку «слишком широкой». Впрочем, так считают и некоторые демократы. Среди них и Ион Тестер от штата Монтана, председатель комитета по выборам сенаторов. Некоторые республиканцы, которым приходится считаться с тем, что они будут избираться в этом году, ведут себя осторожно. Одна из них — Келли Айоти из штата Нью-Гэмпшир заявила, что все меры, предложенные в сенате, неадекватны и что она будет голосовать против них.

И хотя политика, связанная с контролем над оружием вряд и будет влиять на всеобщие выборы президента, трагедия, произошедшая в Орландо, выдвинула её на первый план.

«Мы будем продолжать давить, пока не увидим свет в конце туннеля», — говорит сенатор Чак Шумер, демократ от штата Нью-Йорк. Но сколько еще американцев должны расстаться с жизнью для того, чтобы мелькнул этот мистический свет в конце туннеля?!

Мэлор СТУРУА, Миннеаполис

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру