После референдума Британию захлестнет североирландский терроризм

Эксперт оценил последствия Brexit для Северной Ирландии и Шотландии

Сразу после референдума о выходе Великобритании из ЕС (Brexit), на котором большая часть британцев проголосовала в пользу «отсоединения», стал очевиден раскол внутри самого Соединенного Королевства. Шотландия и Северная Ирландия заявили, что видят свое будущее в составе Евросоюза. Остаться в европейском объединении пожелал и Гибралтар. О том, насколько возможно отделение этих территорий от Британии, «МК» рассказал доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули.

Эксперт оценил последствия Brexit для Северной Ирландии и Шотландии

– Возможно ли отделение Северной Ирландии, Шотландии и Гибралтара от Британии?

– У всех трех территорий шансы разные. В первую очередь нужно говорить про Шотландию. Пока мы видим некоторые шаги шотландского руководства и встречные шаги ЕС, которые приветствуют этот путь. При этом все будет решаться вполне законным путем. Для начала нужно решить вопрос о проведении референдума и нужно этот референдум выиграть. Не исключено, что это получится. Но пока, как мы знаем, по последним опросам, сторонники выхода Шотландии из ЕС не набирали 50%. Возможно, ситуация после Brexit серьезно изменится. Об этом говорят очень многие. Здесь такая опция существует, но ЕС будет всячески маскировать свою роль в этом, потому что это очень уязвимая позиция: он не хочет навлечь упреки Великобритании и других стран в том, что он провоцирует раскол Великобритании.

Кроме всего прочего, есть позиция Испании. Она уже сейчас заявила, что категорически против приема Шотландии, если она выйдет. По понятным причинам: у Испании есть своя головная боль в виде Каталонии и Страны Басков. В этом смысле просматривается не вполне ясная ситуация. Понятно, что шотландцы будут предпринимать какие-то действия в этом направлении, но насколько успешно и в какие сроки, пока сказать сложно. Думаю, что это прояснится в ближайший год-полтора.

Что касается Северной Ирландии, то тут база такая же: есть ограничитель в виде Испании. Есть дополнительный фактор в виде того, что фактически не было границ между Ирландией и Северной Ирландией. Сейчас эти границы появляются. И сам сюжет с Северной Ирландией гораздо более горячий, недели шотландский. Тут ситуация еще более нервная. Опять-таки, учитывая то, что североирландские католики находятся пока в меньшинстве, добиться результата, даже если будет проведен референдум, пятьдесят плюс один голос на референдуме о выходе Северной Ирландии из Великобритании, пока мы этого не видим. Что касается Гибралтара, то он же не является самоуправляющей территорией. У него немного другой статус. Он в этом смысле гораздо дальше от потенциального выхода из ЕС.

– Если североирландцы и шотландцы остаются в составе Великобритании, они могут повлиять на запущенный процесс выхода из ЕС?

– Они не могут его переиграть. Они не могут сказать: нет, вы не выйдете, потому что решение принято общим британским референдумом. Но поскольку будет долгий процесс согласования – минимум два года, то теоретически никто не может сказать, по какому пути пойдут отношения Британии и ЕС, это не статус Швейцарии, не статус Норвегии, в принципе шотландцы, если они остаются в ЕС, будут делать все, чтобы Великобритания осталась как можно более тесно связана с ЕС, но, честно говоря, у меня такое ощущение, что они пока будут стремиться использовать Brexit для того, чтобы выйти самим.

– Brexit повлиял на рост националистических настроений в Британии?

– Похоже, что да. Зафиксирован существенный рост настроений антиэмигрантских, причем даже против эмигрантов внутри ЕС, например, против поляков. Регистрируются антипольские лозунги. С другой стороны, понятно, что шотландский и ирландский национализм получил дополнительную подпитку, поскольку у них есть надежды на выход. Пока некие тренды в этом плане есть. Я не думаю, что они будут чрезмерно зашкаливающие.

– Есть ли вероятность, что группировки, которые угрожали безопасности Британии в недалеком прошлом, снова выйдут в свет?

– Имеется в виду ИРА (Ирландская республиканская армия – «МК»)? Это не исключено. Если у Северной Ирландии будет отчетливое стремление выйти и британцы будут парировать его с позиций слабого, то есть у них не будет достаточных инструментов для того, чтобы парировать и для того, чтобы подкрепить эту позицию, вполне возможно, что североирландский терроризм снова поднимет голову. Тут нужно некоторое сочетание обстоятельств. С одной стороны, британская государственность должна достаточно ослабнуть, чтобы ИРА снова вылезла. С другой стороны, она должна остаться достаточно сильной, чтобы воспрепятствовать мирному отделению Северной Ирландии. Это раздражающее сочетание будет провоцировать рост терроризма. Это всегда бывает в таких двусмысленных ситуациях – когда неизвестно, можно что-то добиться силой или нельзя, но есть надежда. Вот тогда терроризм вылезает.

Побег из Европы: британцы проголосовали за выход из ЕС

Смотрите видео по теме

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру