Звезда и смерть Александра Потеева: что мы знаем о перебежчике

Сегодня о смерти разведчика, сдавшего США Анну Чапман, сообщили осведомленные источники

История сбежавшего из России полковника СВР Александра Потеева (после бегства и заочного суда с вердиктом «25 лет тюрьмы» он, само собой, был лишен этого звания) вроде бы закончилась: источники «Интерфакса», принадлежность которых к спецслужбам агентство обходит вежливым умолчанием, сообщили о том что Потеев якобы умер заграницей.

Сегодня о смерти разведчика, сдавшего США Анну Чапман, сообщили осведомленные источники

Этим сведениям до конца не верят и они сами, подозревая, что речь может идти о так называемом «дебрифинге», зоне молчания вокруг скандальной фигуры экс-разведчика — то есть попытке заставить забыть о беглеце, чтоб он мог более спокойно вести новую жизнь.

Впрочем, эти данные сейчас «проверяются», а пока стоит вспомнить, почему же новость о сотруднике СВР, чье имя блеснуло в СМИ 6 лет назад, вдруг привлекла к себе такое внимание.

Из досье «МК».

«Александру Потееву 64 года. Его отец — герой Советского Союза полковник Николай Потеев.

Окончил школу КГБ в Минске, воевал в Афганистане, работал в нашем посольстве в США и постпредстве при ООН. Карьера шла по нарастающей: в конце концов Потеев возглавлил в СВР отдел, курировавший работу разведчиков-нелегалов в США.

В 2010 году сбежал в Штаты по поддельному паспорту (на тот момент семья Потеева также выехала в США). После его бегства американские спецслужбы заявили о разоблачении 11 российских шпионов, в том числе Анны Чапман. Десять из них были задержаны, затем состоялся их обмен».

Могила героического отца предателя Потеева в Минске.

Дело далеко не только в любви публики к закулисной жизни государств и шпионским сюжетам. Сама по себе судьба Потеева стала яркой иллюстрацией событий, происходивших в России на протяжении двух десятков лет.

Существует несколько версий того, когда именно Потеев был завербован спецслужбами США. Как установил российский суд, приговоривший перебежчика к 25 годам лишения свободы, Потеева якобы завербовали еще в 1999 году во время командировки. Однако эта версия ничего не говорит о причинах, по которым вербовка стала возможной, хотя и уточняет, что его не смогли должным образом проверить по возвращению в Россию «в суматохе конца 90-х».

Другим предположением о начале сотрудничества с разведкой США является принуждение его к этому криминальным путем: дело в том, что в 2003 году на квартиру Потеева было совершено нападение. Трое грабителей, представившихся сотрудниками МВД, вынесли из нее 3300 долларов США, 30 000 рублей, при этом сам Потеев во время ограбления был связан скотчем.

Наиболее распространенной в СМИ версией этого происшествия является подозрение о том, что «бандиты, представившиеся милиционерами», были агентами ЦРУ, которые таким образом показывали Потееву, что он беззащитен, и принуждали к сотрудничеству. Версия, тем не менее, не вызывает особенно доверия в силу того, что не объясняет, как минимум, того факта, откуда у сотрудника СВР были средства на роскошную жизнь еще до «принуждения к сотрудничеству с ЦРУ»: как указывал журналист «Новой газеты» Сергей Канев, семья Потеевых «часто меняла иностранные тачки», а сам Потеев, пьяным возвращаясь домой, зачастую давал доставлявшему его дворнику щедрые чаевые. Кроме того, по воспоминаниям соседей, квартира Потеевых по богатству напоминала музей.

Таким образом, деятельность разведчика, по-видимому, имела не столько «патриотический», сколько бизнес-уклон: в частности, он, в 90-х годах работая в США, а с 2000 года курируя работу американского отдела подразделения СВР, занимавшегося нелегальной разведкой, мог предоставлять различные услуги в Штатах россиянам, в частности, по ведению счетов, открытию бизнеса и т.д.

При этом вплоть до настоящего момента остается неизвестным, какую же конкретно пользу принесла России деятельность десятки агентов, в которую входила Анна Чапман. После их обмена вице-президент США Джозеф Байден, кстати, гордо заявил, что «мы (США — ред.) вернули четверых очень хороших. А те десять, они были здесь долгое время, но сделали не слишком много».

Напомним, что наибольшие споры в выданной Россией для обмена сданных Потеевым российских резведчиков четверке вызывала фигура ученого Игоря Сутягина, готовившего во время работы заведующим сектором военно-технического сотрудничества Института США и Канады аналитические отчеты для фирмы Alternative Futures за вознаграждение, постепенно выросшее с 700 до 1000 фунтов стерлингов в месяц. В итоге выяснилось, что фирма была прикрытием для шпионов из США, однако Сутягин утверждал, что собирал для нее лишь открытую информацию. Как бы там ни было, но в итоге он был осужден на 15 лет и в итоге выдан США, причем общественность России так и не пришла к единому мнению по поводу его приговора.

Уже в текущем году испанская газета Politico предположила, что на счету Потеева — разоблачение еще одного агента, Сергея Черепанова (он же Генри Фрит), жившего в Мадриде. Его деятельность сводилась к получению «аналитических или брокерских докладов» о газопроводах в Восточной Европе: известия о Черепанове западные спецслужбы получили в 2010 году, после чего он скрылся, как и один из членов группы, куда входила Чапман, — некий «Кристофер Метсос», якобы бывший связным между ними и СВР.

Точно установить объем сведений, переданных Потеевым США, как и плату за услуги, которую он мог получить, по открытым источникам, конечно, невозможно. Так, адвокат Потеева на суде заявлял о 5 миллионах за каждого российского шпиона, однако эти цифры не вызывают доверия уже в связи с тем, что адвокат был предоставлен государством, никакой связи с самим Потеевым не имел и не пояснял, откуда берет свои данные.

Удивились таким суммам и в США, где журналист Джефф Стайн, специализирующийся на шпионской тематике, заявил, что подобные деньги были бы «неправдоподобными». Так, другой российский перебежчик, Сергей Третьяков, ранее получил куда меньше суммы: всего два миллиона долларов и дом за полтора миллиона во Флориде.

Анна Чапман, которую «предали».

Кроме собственно сведений об агентах, Потеев (опять-таки по данным суда) передал США сведения о российских шифрах, неких новейших системах связях, а также данные о явках и паролях: так, та же Чапман при аресте якобы была шокирована тем, сколько знают о ней, «близко подобравшейся к окружению президента США», в ЦРУ.

После обмена жизнь всех его фигурантов, на короткое время оказавшихся героями прессы, снова ушла в тень. Анна Чапман, побыв телеведущей и светской львицей, перестала вести акутивную публичную жизнь, удовлетворившись, судя по всему прибыльным местом в банке, не пишут больше и об Игоре Сутягине. Имя Потеева также всплывало лишь в контексте того самого громкого обмена.

Можно лишь предполагать, что он повторил судьбу других перебежчиков, которых спецслужбы США предпочитали селить в маленьких городках, обеспечивая при этом всем необходимым, чтобы они могли вести жизнь на уровне среднего класса. Жил Потеев в США, судя по всему, с семьей: провал СВР перед его бегством состоял в том, что в Америку спокойно переехали двое его детей, причем жена Потеева на суде, утверждая, что ничего не знала о незаконной деятельности мужа, также говорила, что намеревается уехать к нему, получив визу. Побег супруга был для нее якобы неожиданностью, о нем она узнала из оставленной записки. Сам же Потеев покинул Россию привычным для не желающих афишировать свой отъезд путем — через Белоруссию.

Разведчик Сергей Третьяков, который дезертировал в 2000 году, скончался якобы подавившись мясом.

Еще раз подчеркнем что нынешние свидетельства о смерти Потеева вызывают большие вопросы: мы не знаем, ни где он жил последние годы, ни кем работал. По аналогии с тем же Сергеем Третьяковым, уехавшим на Запад еще в 2000 году, можно предположить, что он мог сохранить собственное имя, так как потерял для российской разведки интерес, хотя для него и оставалась потенциальная угроза мести со стороны спецслужб. Впрочем, Третьяков умер, судя по всему, своей смертью, хотя версии его гибели и разнятся: он то ли подавился куском мяса, то ли не пережил сердечного приступа. Тем не менее, его супруга особо подчеркнула, что спецслужбы к смерти мужа отношения не имели.

Отметим также, что в случае с Третьяковым первыми о его гибели сообщили именно западные СМИ, тогда как о кончине Потеева рассказало именно российское. Однако настоящая история событий, связанных с его именем, по-видимому, останется тайной на ближайшие годы.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27145 от 8 июля 2016

Заголовок в газете: Шпион, который «загнулся»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру