Терроризм, Brexit, Трамп: эксперты объяснили, чем плох 2016 год

«Следующий год может стать для европейцев полным кошмаром»

«Очень плохой год», – так Дэвид Белл, автор публикации в авторитетном издании Foreign Policy, отозвался о 2016-м. Годе, который, как он сам заметил, прошел только на половину. А не будет ли дальше еще хуже? Действительно, цыплят по осени считают, но по результатам первых шести месяцев можно делать определенные выводы. Достаточно посмотреть на события последних недель: от теракта в Ницце до попытки военного переворота в Турции. «МК» обратился к мнению экспертов, которые поделились своими мыслями о 2016-м.

«Следующий год может стать для европейцев полным кошмаром»

Алексей МАКАРКИН, зам. гендиректора Центра политических технологий: «Действительно, 2016-й – очень тяжелый год. И пожалуй, на самом деле худший за нынешнее десятилетие. Добавим скандал с Олимпиадой в Рио и неучастие в ней как минимум российских легкоатлетов. А как максимум – всей российской сборной. Такого давненько не было. Последний раз одна из великих держав бойкотировала Олимпийские Игры в 1984 году. Плюс совершенно нескончаемая война в Сирии, где ИГИЛ (“Исламское государство» – запрещенная в России террористическая группировка) вновь пытается прорваться к освобожденной Пальмире. Много всяких сюжетов, который носят драматический характер.

Американский политический класс с трепетом ждет ноября, когда состоятся президентские выборы. Трамп там по большинству опросов пока проигрывает Клинтон, но кампания только начинается. И приход Трампа на роль кандидата в президенты США от республиканцев – это очень сильный вызов всей американской политической системе. Еще в прошлом году такого себе представить было просто невозможно. Скорее всего, он проиграет выборы, но эти слова произносятся уже с меньшей уверенностью, чем они произносились весной. Brexit тоже внес очень серьезную смуту в умы – это не только серьезный удар по инвестпривлекательности Британии. Все рассчитывали, что в последнюю минуты британцы проголосуют за то, чтобы остаться в ЕС, а они проголосовали против. После этого заговорили: «А вдруг и Трампа выберут?»

Президента Австрии тоже выбирали – а сейчас будут переголосовывать, третий тур. Кстати, в австрийских президентских выборах есть некий смысл, который дает один из ключей, к тому что происходит. Есть люди, которые вписались в современный глобальный мир, для них это огромный шанс. И есть огромное количество людей, которые в этот глобальный мир либо совсем не вписались, либо вписываются с большими проблемами. Это очень разные люди, которые не могут объединиться. Например, британец, живущий в провинции и смотрящий на «понаехавших тут» мигрантов: надоело, хочется закрыть границы, вернуть старый уютный мир. И с другой стороны, исламский радикал, который смотрит на западный мир и думает, как его взорвать. И те, и другие не вписались. И у тех, и у других многое из того, что происходит в современном мире, вызывает сильное эмоциональное неприятие. Одни пытаются сохранить свой старый мир, другие построить новую страшноватую утопию. И в результате этих процессов та линейная картина, которая связана с идеями Фукуямы о победе демократии, полностью рассыпается. Причем вызовы есть с двух сторон: когда одни хотят закрыться, другие взрывают. Когда в Турции страна все более исламизируется – там очень жесткий разлом между образованным средним классом, мечтающим о том, чтобы Турция была Европой, и другой частью среднего класса, торговцами, ремесленниками, мелкими бизнесменами, которые являются верующими мусульманами и которые поднялись на волне экономического роста во время правления Эрдогана (особенно в 2000-е годы) и которые не хотят в Европу».

Александр РАР, немецкий политолог: «Для Европы 2016-й год – один из худший за последние десятилетия. Для Америки – нет. Для России – нет. А для Европы действительно да. А следующий, 2017 год, для европейцев может стать вообще полным кошмаром. Западные эксперты боятся альянса между Москвой и Турцией. Зависимость Европы от Турции – год назад такого никто и представить себе этого не мог. От Эрдогана зависит судьба Европы, от того, будет ли он пропускать беженцев или нет. От него зависят политические судьбы таких политиков как Меркель. Вы понимаете, что это значит для европейцев? Они никогда раньше не видели себя в такой ситуации – и сейчас они в ней находятся. И никто еще полгода назад не допускал возможности победы Трампа. Считалось, что республиканцы ни за что не допустят такого кандидата до финиша, а он сейчас на финише. И может выиграть. И то, что он говорит, для европейцев – это тихий ужас! А он говорит, что пересмотрит функции НАТО, что по-мужски будет разговаривать с лидерами тех или иных государств. Пугает Brexit – за всю историю Евросоюза ни одна страна еще не выходила из этого «священного храма». Если бы ушла Греция, ну, Бог с ней – но Британия была финансовым центром Европы, военной державой. Раз-два – и ушли. А на Ближнем Востоке европейцы неспособны справиться с ситуацией в Сирии, а ИГИЛ перебирается в Ливию, еще ближе к европейским границам. И террор: Франция и Турция стали мишенями для террористических атак, которые пока никто не может остановить. Стирается комфорт, который определял жизнь европейцев на протяжении многих десятилетий».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру