Президент, опоздавший на три часа, в первую очередь оценил изобретательность организаторов. Совещание решили провести не в областной администрации и даже не в конференц-зале лучшей городской гостиницы, а прямо на берегу Волги. Чтобы произвести впечатление на ВВП, в акватории реки выставили транспортные суда, построенные в течение последних пяти лет - сухогрузы, нефтеналивные танкеры, теплоходы, катеры и тд. Однако Путин крайне сдержанно оценил достижения отечественного судостроения. "Темпы обновления речного флота - крайне низкие, - заявил он, - За последние 15 лет было построено 800 судов, но при этом выбыло из строя в 13 раз больше. Сейчас у нас эксплуатируется всего 11 тысяч судов со средним возрастом 36 лет".
Хуже всего дела обстоят с пассажирским транспортом. В этой связи Владимир Путин вспомнил теплоход "Булгария", затонувший пять лет назад. " Мы все помним эту трагедию и знаем о ее причинах. Вопросы безопасности всегда должны стоять на первом месте, здесь ничего нельзя упускать", - подчеркнул он. В режиме телемоста президенту продемонстрировали закладку первого в истории отечественного судостроения круизного лайнера, который через несколько лет придет на смену устаревшим теплоходам. Это будет четырехпалубный корабль, по своим техническим характеристикам и дизайну не уступающий зарубежным аналогам. "Такие суда не строились уже 60 лет. Мы с вами являемся свидетелями возрождения внутреннего речного туризма", - заверили Путина производители.
Другой путь к возрождению указал губернатор Астраханской области Александр Жилкин. По его словам, чтобы вернуть иностранных туристов на Волгу, нужно ввести безвизовый режим для участников круизных маршрутов, стартующих из Волгограда, Астрахани, Казани и других прибрежных городов. Владимир Путин не возражал. "Внесите предложения", - попросил он. Кроме того, на речные пути, по мнению президента, можно было бы перевести часть грузооборота с автомобильных и железных дорог. "Сегодня более четверти федеральных магистралей работают в режиме перегрузки, особенно летом, когда люди едут в отпуска или возвращаются отпуска домой, а рядом грузовой транспорт с щебнем и песком. И все это в период навигации. Это возможности рек, которые практически не используются или используются неэффективно", - посетовал ВВП, отметив, что задача изменить логистику была поставлена перед правительством еще весной 2014 года.
Министр транспорта Максим Соколов взял на себя нелегкую задачу объяснить, почему поручение президента до сих пор выполнено. Вопрос, как и следовало ожидать, упирается в финансирование. Чтобы избавиться от мелководных участков и вновь превратить реки в полноценные транспортные коридоры, по которым смогут двигаться крупные сухогрузы, нужно построить как минимум два гидроузла и найти 8 млрд руб на восстановительные работы. Оплатить затраты должен был федеральный и региональные бюджеты, но ни у кого сейчас нет лишних денег. Напротив, даже согласованные лимиты сокращаются. В сложившейся ситуации Минтранс опять решил обратиться за помощью к бизнесу. Недостающие для восстановления и содержания речных путей средства, по словам Соколова, можно было бы изыскать у транспортных компаний, установив дополнительный акциз на дизельное топливо, используемое большегрузами. "В размере 1% от текущей цены", - уточнил он. Новые поборы ориентировочно будут действовать до 2020 года, когда должно завершится строительство гидроузлов. Потом нагрузку переложат на плечи судоходных компаний.
Вспомнили на заседании и о системе "Платон". Соколов предложил увеличить тарифы для 12-тонников на период речной навигации, чтобы стимулировать бизнес пользоваться водными путями, а не автомобильными дорогами. Содержание одного километра водного пути, по его словам, обходится государству всего в 130 тыс руб, а такого же участка магистрали - в 4,5 млн.