Россияне не рабы. Доказано в 1991-м

Последний пример сознательной попытки построить демократию в России — как раз конец 80-х — начало 90-х годов

Последний пример сознательной попытки построить демократию в России — как раз конец 80-х — начало 90-х годов

25 лет назад состоялась неудачная попытка государственного переворота в России, известная как «путч ГКЧП». Путчисты не рассчитали свои силы и потерпели поражение, потому что народ встал на защиту недавно полученной демократии и избранного Президента России Ельцина.

Нынешняя власть стремится предать забвению август 1991 года. Выросло целое поколение, которое не помнит и не знает, что именно происходило тогда. Наш долг — тех, кто участвовал в этих событиях, — рассказать о них и дать им оценку. Главным действующим лицом этих событий был народ — обычные граждане.

В последние годы у власти и сторонников оппозиции по поводу российского народа сложились точки зрения, во многом, как ни странно, совпадающие.

Власть дает понять, что российским народом можно управлять только жестко, авторитарно. Народ, по мнению власти, — это неразумные дети, которые не могут сами ничего решать, то есть демократия им противопоказана. Дать им демократию — то же самое, что дать детям в руки спички. Метод управления этими «детьми» у власти один — кнут и пряник. Он используется и совершенствуется в течение последних 16 лет.

Многие сторонники демократической оппозиции в последние годы пришли к примерно такой же точке зрения. В отношении российского народа то и дело я слышу: «рабская психология», «патерналистское сознание». В рассуждениях по поводу возможности осознанно строить демократию этим народом сквозит ощущение полной безнадежности. Распространена и точка зрения, что демократия нужна, но наш народ надо к ней «приучать», например, как это делал в свое время Пиночет.

Я же убежден: не правы ни те, ни другие. Все развитые страны проходили этап жесткого авторитарного управления, но затем пришли, каждая своим путем, к демократии. Сразу в демократию удалось прыгнуть только странам, которые развивались вне магистрального исторического контекста, — таким, как США.

В России имели место периоды демократического управления. Например, часто упоминается новгородское вече. Или выборы царя после Смутного времени. Это была настоящая демократия. Свободные русские люди сами собрались и определили дальнейший ход истории — позвали Романовых на престол.

Последний пример сознательной попытки построить демократию в России — как раз конец 80-х — начало 90-х годов. Тоталитарная власть в СССР к этому времени развалилась в силу собственных противоречий. Постепенно возникли свободы — как политические, так и экономические, стали выстраиваться контуры будущей страны. Горбачев вынужден был объявить свободные выборы, которые привели к свободному парламенту, а затем произошли свободные выборы Президента России в июне 1991 года.

Консерваторов в то время олицетворяли КГБ СССР и некоторые руководители и функционеры КПСС. Они поняли, что проигрывают, и искали повод, чтобы применить силу для подавления демократии.

Поводом для них стала дата 20 августа 1991 года, когда должен был быть подписан новый Союзный договор, над которым работали люди как из команды Ельцина, так и из команды Горбачева. Это была попытка предложить новый вид союза, в котором с сохранением экономических связей все республики превращались бы в действительно независимые государства. В целом это было бы похоже на СНГ, созданный позже.

Консерваторы восприняли возможность подписания такого договора как падение последнего бастиона империи СССР, поэтому твердо решили этого не допустить.

Так и начался путч 1991 года. Хроника этих трех дней, закончившихся победой демократических сил, изложена многократно, и нет нужды ее повторять.

Расследование показало, что переворот ГКЧП был организован КГБ СССР и оргструктурами КПСС — именно они были готовы проливать кровь мирных граждан. Но к этому не было готово руководство советской армии, а также спецподразделений «Альфа» и «Вымпел».

Люди, защищавшие Белый дом, рисковали своей жизнью. Признаки готовящегося штурма были вполне реальны: снайперы заняли позиции на крышах соседних домов. Но народ не расходился, потому что за несколько лет перестройки люди успели почувствовать себя хозяевами города и страны. В течение двух лет перед августовскими событиями на улицы под руководством общественных организаций, крупнейшей из которых была «Демократическая Россия», люди выходили на митинги числом до миллиона. Не просто выходили — влияли на принятие государственных решений.

Избранием президента Ельцина в июне 1991 года фактически была завершена демократическая революция, и когда 19 августа возникла необходимость ее защитить, люди это сделали.

Печальным долгосрочным итогом демократической революции стало то, что вскоре после этого номенклатура опять сомкнулась, а затем и вовсе окуклилась, а власть вновь занялась удушением всех только что появившихся демократических свобод и развязыванием агрессивных войн, главная из которых для нее — это война против гражданского общества России.

Так что, теперь надо забыть о возможности демократии в России? Нет! Потому что свобод в современной России все еще больше, чем было в позднем СССР. Да и сама власть не так монолитна. Например, назначение Памфиловой на пост председателя ЦИК и ее действия на этом посту позволяют надеяться, что хотя бы непосредственно процесс голосования будет более прозрачен, чем в прошлый раз.

Главный вывод из событий августа 1991 года — российский народ, пережив весь ужас многолетнего тоталитаризма, получив и почувствовав свободу, отстоял ее, рискуя жизнью. Россияне не рабы — они вполне могут и построить, и защитить демократию.

Все это возможно и в ближайшем будущем.

Заканчивая эту статью, я понял, что нельзя не сказать несколько слов о напрашивающейся параллели между путчем 91-го года и недавней попытке переворота в Турции. В обоих случаях в попытке переворота участвовали тысячи человек, армия действовала недостаточно решительно, оба путча провалились. Но можно ли проводить параллель между Эрдоганом и Ельциным?

В России после провала путча Ельцин распорядился арестовать всего лишь около 20 человек. Хотя присягнуть ГКЧП успели тысячи руководителей разного уровня. И даже арестованные, которые ожидали военного трибунала, были отпущены через полтора года под подписку о невыезде, а затем амнистированы.

В Турции же арестованы десятки тысяч, причем не только должностных лиц, но и разнообразных якобы сочувствующих перевороту. Для них обсуждаются весьма суровые наказания — вплоть до смертной казни.

Какой из этого вывод? В России победила демократия, и Ельцин в соответствии с этим проявил гуманность и милосердие. Его помилованные противники в дальнейшем не были никак поражены в правах и оппонировали ему. А в Турции победила диктатура, и сейчас видны все признаки установления фашистского режима.

Сюжет:

ГКЧП: три дня в августе

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру