Вот такая кампания

Участники выборов-2016 ждут подвоха от властей "на местах". А некоторые уже дождались

На прошлой неделе в Пензе и Саранске побывала рабочая группа московских журналистов по мониторингу предвыборной кампании, в состав которой входил и корреспондент "МК". Представители столичных СМИ провели ряд встреч с участниками электоральной гонки.

Участники выборов-2016 ждут подвоха от властей "на местах". А некоторые уже дождались

Один из наших собеседников - член Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия с правом совещательного голоса от КПРФ, активист проекта "Наблюдатель" Андрей Зайцев был задержан правоохранительными органами через пару дней после встречи с московскими журналистами. Зайцеву "впаяли" 10 суток административного ареста. "Увидимся после выборов!" - написал он в своем блоге в социальной сети. Одновременно с ним были арестованы два его товарища-активиста. Всем троим вменяется в вину оскорбление словом и действием некой гражданки. Однако, по утверждению Зайцева, истинной причиной ареста является их деятельность по контролю за выборами. До своего заключения под стражу Андрей успел разместить в интернете запись, на которой, по словам активиста, воспроизведены переговоры полицейских: "Если его сейчас не закроют, он нас (нецензурный эквивалент глагола «достанет». - «МК»)… И жалобами, и на выборах...".

Зайцев предвидел такое развитие событий: "Как нам кажется, им проще всего нас отстранить (от процесса контроля за выборами. - "МК"). При их возможностях это сделать элементарно. Статья 20.1 КоАП ("Мелкое хулиганство". - "МК") оформляется в течение 15 минут, заседание суда могут организовать молниеносно".

Кстати, одного из коллег Зайцева, члена территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, арестовали, обвинив в нецензурной брани в общественном месте. Это наиболее просто доказуемый в российской юридической практике состав правонарушения. Для признания человека виновным достаточно показаний двух сотрудников полиции.

Собственно, после этого активисты и решили повсюду ходить с включенными диктофонами, дабы доказать, что ненормативную лексику используют не они, а представители власти. По оценке Зайцева, за последний месяц подобный компромат накоплен на сотню блюстителей закона и чиновников-матерщинников.

Но эти и другие цивилизованные методы защиты оказались бессильны против «лома», которым, по утверждению оппозиции, беззастенчиво пользуется сегодня региональная бюрократия. «Я вначале всерьез воспринял посыл президента и нового председателя ЦИК: что выборы у нас, в Мордовии, пройдут честно и порядочно, - признался кандидат в депутаты Госдуму от КПРФ одномандатник Дмитрий Кузякин. – Но я абсолютно разочаровался, эти слова расцениваю как пустые. Ничего не изменилось с 2011 года: все те же технологии, все те же безобразия».

Справедливости ради, следует отметить, что не все коллеги Кузякина по оппозиционному лагерю разделяют эту точку зрения. Начальник мордовского избирательного штаба «Справедливой России» начал свой рассказ оптимистично. Он отметил, что, по сравнению с 2011 годом «стало немножко полиберальнее, подемократичнее». Сегодня уже сами полицейские не заламывают руки активистам и не отнимают агитматериалы. Это делают «неустановленные лица». Именно это недавно произошло, по словам сотрудников штаба «Справедливой России», с одним из эсеровских пикетчиков. Его окружила группа парней, один из них вырвал пакет с газетами и убежал. Ещё один пикетчик, говорит начальник регионального штаба, был обстрелян из травматического  ружья. Слава Богу, стрелок не был метким.

Активисты партии жалуются, что газеты, раскладываемые ими по почтовым ящикам жителей республики, изымаются затем сотрудниками управляющих компаний - дворниками. За каждую изъятую газету дворник якобы получает у своего начальника по рублю. Кроме того, агитаторы "СР" нередко сталкиваются с предложениями неких лиц, опознаваемых как представители власти, купить весь пакет распространяемой ими печатной продукции.

«У нас в Пензенской области, - рассказывает кандидат в депутаты Госдумы от «Справедливой России» и активист ОНФ  Людмила Коломыцева, - мне срывали встречи газонокосилками. То есть в том дворе, куда я приезжала на встречу, включались газонокосилки.  Из-за оглушительного шума общение становилось невозможным».

Тем не менее руководитель пензенского регионального отделения партии, кандидат в депутаты в ГД от "СР" по федеральному списку Валерий Плахута считает, что возможность выразить свою позицию у партии все-таки  есть: «пензенское региональное  отделение "СР" получило беспрецедентные возможности для выражения своей точки зрения. Наши волонтеры распространяют агитацию по всем доступным каналам. Если вы проедете по городу, то увидите 19 наших баннеров».

У пензенских либерал-демократов нет пока больших претензий к власти. Но они сетуют, впрочем, как все оппозиционные кандидаты, на то, что региональная администрация создает режим наибольшего благоприятствования для "своих" кандидатов и "своей" партии. По словам замруководителя областного отделения ЛДПР, кандидата в ГД по 146-му одномандатному округу Павла Куликова, чиновники "сгоняют муниципальных служащих и представляют кандидатов".

Еще лучше предвыборные дела у первого секретаря пензенского обкома КПРФ, кандидата в депутаты в ГД по партийному списку и по 146-му одномандатному округу Георгия Камнева. У него из 152 встреч не сорвалась ни одна. Его рекламные ролики идут на местном телеканале, а раньше не размещали ни за какие деньги. Встречающиеся проявления административного ресурса Камнев квалифицирует как «несистемные». Подозрение в сговоре с партией власти Камнев категорически отрицает, обвиняя конкурентов в «грязных» технологиях. Вместе с тем, признается Камнев, предчувствия по поводу самого голосования у него «недобрые».

Можно без преувеличения сказать, что это общее мнение опрошенных нами представителей оппозиции: какого-то подвоха ждут абсолютно все. Так, например, по мнению начальника избирательного штаба "Справедливой России" по Республике Мордовия, контроль процедуры голосования может быть обеспечен в столице региона и крупных населенных пунктах. Однако, что касается сельских территорий, - никаких гарантий нет. «Шансы найти наблюдателей и членов комиссий среди местных жителей практически сводятся к нулю, - делится проблемой глава штаба. - Люди говорят: «Нам здесь жить. Даже если находим кого-то, от них потом идут звонки: «Ребята, извините...». По словам главы штаба «Справедливой России», активистам партии в сельских районах республики прямо угрожают «устроить кузькину мать», если они осмелятся принять участие в наблюдении за выборами.

Можно ли назвать такие факты, что называется, пережитками прошлого, свидетельством того, что новый идущий от Москвы тренд пока еще не успел дойти «до самых до окраин»? Или же мы имеем дело с новой электоральной стратегией власти: относительно честный подсчет голосов в специально отобранных «витринах демократии», и произвол, беспредел, беспардонные фальсификации в разного рода «медвежьих углах», позволяющие компенсировать убыль провластных голосов на «образцово-показательных» участках? Очень скоро мы узнаем, какая из этих версий ближе к истине.

Даниил Владимиров

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру