Ким Чен Ын хочет полететь на Луну

В США обеспокоены растущими амбициями Северной Кореи в ракетно-ядерной сфере

«Диги-диги-ду, диги-диги-ду! Я из пушки в небо уйду. В небо уйду!» — пела Любовь Орлова в кинокомедии «Цирк». Пушка действительно стреляла, и Орлова оказывалась на Луне, вернее, на полумесяце. Было смешно, и все смеялись. Но когда то же самое «распевает» президент Северной Кореи Ким Чон Ын, никто, кроме него, не смеется. (Иранские муллы не в счет.) Даже его корейское «диги-диги-ду» не вызывает ни у кого веселья. Почему это? Ким на Луне выглядит куда безопаснее, чем Ким на Земле.

В США обеспокоены растущими амбициями Северной Кореи в ракетно-ядерной сфере
Ким Чен Ын

Но шутки прочь.

Разговоры о полете на Луну ведутся в Северной Корее для того, чтобы объяснить испытания, которые были проведены на прошлой неделе. Ракетный двигатель, если он действительно настолько мощный, как заявляет Пхеньян, будет конкурировать с коммерческими ракетами, которые сейчас используют Джефф Безос и Илон Маск. Они, как известно, сейчас нацеливают свои аэрокосмические компании на посылку грузов во Вселенную.

Однако внутри разведывательных агентств Соединенных Штатов существует значительный скептицизм относительно планов Пхеньяна. Там не могут поверить, что Северная Корея действительно хочет показать свой флаг на лунном ландшафте. Разведслужбы США изучают другие возможности КНДР. Они утверждают, что президент Ким рвется вперед, пользуясь тем, что США охвачены сейчас президентской кампанией. Северокорейский лидер использует открывшиеся возможности для того, чтобы нарастить свой ядерный арсенал, сделав достижимыми для него Нью-Йорк и Вашингтон.

У разведорганов Соединенных Штатов имеется подозрение и относительно того, что северокорейцы работают не в одиночку. Так, ещё в январе американская разведка публично заявила о том, что КНДР, возможно, производит ракеты в 80-тонном объеме на пару с Ираном. Министерство финансов объявило о санкциях против иранских официальных лиц и инженеров, причем назвала два имени – Саид Мирахмад Нушин и Иссайед Мехди Фараи. В заявлении минфина говорится, что именно эти ученые-инженеры летали в Северную Корею работать над 80-тонным ракетоносителем (стартовым двигателем). Строительство такого ракетоносителя – одна из первоочередных задача северокорейского правительства, говорилось в заявлении министерства финансов.

Газета «Нью-Йорк Таймс» пишет, что драматическая эскалация северокорейских ядерных и ракетных программ, станет ко времени президентства Хиллари Клинтон или Дональда Трампа одной из самых головоломных проблем Вашингтона.

Двигатель, который должен отправиться «из пушки на Луну», должен иметь в три раза большую стартовую мощь, чем наиболее продвинутые северокорейские ракеты, которые тестировались еще в апреле. Конечно, сейчас у американской разведки нет еще возможности точно выверить на каком «этаже» находится северокорейская ракетно-ядерная программа. Но, по некоторые данным Северной Корее потребуется пять лет для того, чтобы свести воедино свои ракетные достижения с ядерным оружием достаточно небольших размеров, но одновременно мощным, чтобы выдержать вхождение в атмосферу на межконтинентальной баллистической ракете.

На данном этапе инженеры, работающие на северокорейского лидера, ещё ни разу не проводили военных испытаний, которые могли бы преодолеть расстояние дальше, чем середина Тихого океана. Правда, в своем заявлении, сделанном на днях, Северная Корея угрожала атаковать Гуам, где размещены американские бомбардировщики В-1.

Потенциальные связи Северной Кореи с Ираном усложняют положение вещей. Как известно, Иран проигнорировал резолюцию Совета Безопасности ООН, принятую в прошлом году в связи с соглашением о замораживании ядерной программы на восемь лет.

Администрация Обамы не требовала санкций, зная, что всё равно такое требование в Совете Безопасности будет подвергнуто вето Россией и Китаем. История северокорейского-иранского содружества и обмена ядерными технологиями хорошо известна. Однако всё ещё нет убедительных свидетельств того, что иранцы принимают участие в северокорейских ракетно-ядерных испытаниях.

Не исключено и то, что полет на Луну является желанием Пхеньяна. Однако желание достичь Луны ещё не означает, что ты, простите за невольный каламбур, лунатик. Эксперты по ракетам говорят, что четыре новых северокорейских двигателя, установленные в основе космического корабля, достаточно мощны, чтобы доставить груз на Луну. Но для этого Северной Корее ещё придется овладеть другими технологиями, прежде чем совершить лунное «диги-диги-ду».

В прошлом месяце директор научно-исследовательского департамента северокорейской администрации по аэрокосмическому развитию Хион Кван Ил дал интервью агентству «Ассошиэйтед Пресс», заявив, что полет на Луну является национальной целью Северной Кореи.

«Несмотря на то, что Соединенные Штаты и их союзники пытаются заблокировать наше развитие в области космических технологий, наши ученые успешно завоевывают космос и планируют оставить свой флаг, флаг КНДР на Луне», — заявил Хион.

Ким Чен Ын известен не только тем, что, по слухам, расстреливает подозреваемых в измене соратников прямой наводкой из пушек, но и своими пропагандистскими выкрутасами. Сообщая о последних успешных ракетных испытаниях, он выступил по корейскому центральному телевидению. В белой рубашке на фоне солнечного дня. Дело происходило на месте испытаний.

Независимо от того, куда хочет полететь Ким, но новый двигатель, испытанный Северной Кореей, – достаточно изощренный. Он превосходит даже российские ракеты десятилетней давности. Всё это говорит о том, что Северная Корея способна на технологические подвижки, не прибегая к посторонней помощи, если не считать иранских специалистов.

«Мы увидели то, чего никогда раньше не видели, — заявил Джон Шиллинг, эксперт по северокорейской ракетной программе. — Это нечто пугающее, потому что они заполучили возможность совершить космический полет на Луну».

История свидетельствует о том, что любые шаги в ракетном деле вне зависимости от того, какие цели они преследуют, могут быть одновременно и гражданскими, и военными. По словам Дэвида Роткопфа, перу которого принадлежат две книги по истории Национального совета безопасности США, так вели себя американцы, так вели себя и советские ученые, так ведут сейчас себя и китайцы. После этого Роткопф спрашивает: «А почему не северокорейцы?»

По словам доктора Шиллинга, новый большой двигатель более подходит для запуска спутников и других космических объектов, чем для запуска ядреных боеголовок. Северокорейская военная элита известна тем, что она предпочитает ракеты достаточно небольшого размера для транспортировки военного снаряжения. Она считает, что такое ракетно-ядерное снаряжение легче прятать в туннелях.

В Пхеньяне говорят о том, что Северной Корее потребуется не так уж много времени, чтобы полететь на Луну и одновременно создать военные возможности для поражения любой части Соединенных Штатов.

«Вы соединяете вместе четыре ракеты и получаете вполне эффективную ракету дальнего действия», — говорит Джеффри Льюис, специалист по Северной Корее из Института международных исследований в Монтре, штат Калифорния. Разумеется, переход от статических стартовых двигателей потребует значительного времени. А ракета, ожидающая своего запуска, будет для американцев своего рода подсадной уткой.

Создается впечатление, что Северная Корея пытается повторить опыт американской «триады» — создать ядерный арсенал, который может доставлять ядерное оружие с воздуха, с наземных ракетных стартовых шахт и подводных лодок. Как раз последние ракетные испытания проводились с подводных лодок. «Мы имеем 400 ракет, которые находятся в стартовых шахтах», — говорит доктор Льюис. Однако это создает угрозу тому, что стартовые шахты могут быть уничтожены. Они старомодны и подвержены уничтожению превентивной атакой.

По словам Дэвида Райта, ученого из Кембриджа, который отслеживает распространение ядерного оружия, северокорейские программы могут закончиться созданием мощнейших ракет дальнего действия, упакованных в глубоких стартовых шахтах. Доктор Райт в своем блоге говорит, что успехи Северной Кореи способствовали тому, что она, возможно, создала ракету типа китайской, которая известна как DF-5, что означает по-китайски, «ветер с востока». Эти ракеты, говорит доктор Райт, могут доставить ядерные боеголовки в любое место в США. «Кто знает, чего хочет Северная Корея, — говорит доктор Райт, — В нынешний момент я не думаю, что мы должны убрать со стола ядерные ракеты дальнего действия».

Да, северокорейское «диги-диги-ду» уже на столе Вашингтона.

Мэлор СТУРУА, Миннеаполис

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру