Курилы отрежут от России без всякой Японии

С 1 января дочка «Аэрофлота» хочет поднять цены на авиабилеты в три раза

С 1 января дочка «Аэрофлота» хочет поднять цены на авиабилеты в три раза
В курильском аэропорту обычно безлюдно. Фото: www.agaa.ru / Юрий Гуршал

Жители Курильских островов пришли в шок, когда им сообщили, что с 1 января 2017‑го перелет с Курил до Большой земли подорожает аж в три раза. Они слезно просили донести эту информацию до президента Путина, только что вернувшегося из Токио, ведь фактически это означает, что острова реально отрежут от России, причем безо всякой передачи их Японии.

«Цены нереальные. Моей семье перелет туда и обратно обойдется примерно в 150 000 рублей, у меня четверо детей, я многодетная мама. Кроме того, дети часто летают в область на конкурсы, на спортивные соревнования — с такими тарифами это станет невозможно», — возмущается жительница Кунашира. Действительно, раньше один билет здесь стоил в пределах 5 тысяч, а подскочит до 16 тысяч и выше.

Что это: диверсия или глупость? Или просто несусветная жадность? Авиакомпания «Аврора», которая единственная летает в эту сторону, монополист и дочка «Аэрофлота» — конкурентов сюда не пускают, — объясняет это тем, что прежде государство компенсировало часть стоимости билетов из областного бюджета, а теперь, сами понимаете, денег нет. Поэтому раскошеливаться должны сами граждане. По данным местных СМИ, на 2017 год перевозчики запросили в качестве госсубсидий 1,17 миллиарда рублей. «Откроем большой секрет: эти рейсы и до этого окупались без дотаций, — на условиях анонимности поведал «МК» один из местных чиновников. — Владельцы компании оставались в хорошем плюсе. Но понятно, что от лишних денег никому отказываться не хочется».

Даже официальная передача островов Стране восходящего солнца не вызвала бы столь сильного гнева курильчан. «Такое впечатление, что нас специально выживают с родины», — наперебой жалуются местные жители. «Мы в изоляции, живем на краю света, честнее было бы отдать нас Японии, а не оставлять в буквальном смысле слова на погибель». И это не преувеличение. Все курильчанки на сносях давно летают рожать только на Сахалин, это связано не с их желанием, а с реальной угрозой жизни матери и ребенку, так как на месте нет нормального роддома, прооперировать, даже наложить гипс — тоже только на Большую землю. Когда закрыта навигация, нередко начинаются перебои с продуктами, а они и так здесь по заоблачным расценкам.

И раньше-то с полетами на Курилы было не очень. Если плохая погода или не сезон, можно было прождать неделю, прежде чем дадут зеленый свет. Автор этих строк, побывавшая на Кунашире и Шикотане во время землетрясения 2011 года в Японии, выбиралась обратно на самолете прежнего губернатора Сахалина Хорошавина, того самого, который сейчас за решеткой: может быть, он и взяточник, но хороший человек — не бросил журналиста. Но как быть с остальными курильчанами, которых больше десяти тысяч, — не на каждого найдется свой добрый губернатор, так что же, они все в одночасье станут невыездными? Возмущение людей словами не передать, они подписали петиции в Интернете, после чего региональные власти, опасаясь социального взрыва, все-таки пообещали пересмотреть свои первоначальные планы и найти какой-нибудь выход — например, тем жителям, кто с постоянной пропиской, продавать билеты со скидкой или через социальные службы возвращать уже потом часть стоимости. Но когда «потом»? Если уже сейчас надо заплатить полную сумму? И каким образом все это будет выглядеть? Как считают местные депутаты, механизм точечных дотаций совершенно не проработан, а наобещать можно все что угодно.

Беда и в том, что на Курилах всегда было много приезжих: это и военные с семьями, и медики, и педагоги, и строители, и сезонные рабочие на рыбоперерабатывающих предприятиях, их едва ли не больше, чем коренных жителей, постоянной регистрации у них нет вообще, значит, и поблажек никаких не будет — покупай билеты только за полную цену.

1 января не за горами, но окончательного ответа, как будет происходить дальнейшее субсидирование, по каким нормативам и будут ли льготы, все еще нет. Но удивительнее всего, что если выхода из этой тупиковой ситуации не найдут, то окажется, что долететь до Японии, которая так мечтает вернуть острова себе, курильчанам станет обходиться едва ли не дешевле, чем до родного Южно-Сахалинска. Тем более что в ходе переговоров Президента России с премьер-министром Японии оба лидера поддержали идею безвизового режима между нашими странами.

А так как тариф билета Москва — Токио — Москва без пересадок у того же «Аэрофлота» от 100 тысяч и выше (цены на начало 2017 года), то воспользоваться этими благами смогут, похоже, только одни жители Курил. Другим россиянам безвизовый режим явно не по карману.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27282 от 17 декабря 2016

Заголовок в газете: Отрежут и без всякой Японии

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру