В Крыму провели профилактическую беседу с замглавы Меджлиса крымских татар

Все члены запрещенной организации могут оказаться фигурантами уголовного дела

Утром 13 февраля глава запрещенного в России Меджлиса крымскотатарского народа и депутат Верховной рады Украины Рифат Чубаров сообщил, что в Симферополе вызвали на допрос в Центр по борьбе с экстремизмом его заместителя Наримана Джелялова. Ранее в Крыму задерживали террористов, разведчиков и диверсантов. Некоторые из них были крымскими татарами, поэтому наблюдатели готовились к очередному витку преследования неугодной в России организации, но реальность оказалась менее пугающей.

Все члены запрещенной организации могут оказаться фигурантами уголовного дела
Рифат Чубаров

На практике оказалось, что сотрудники ФСБ вызвали к себе Джелялова ради профилактической беседы, которая продлилась около двух часов. По его собственным словам, кто-то увидел его интервью украинскому телеканалу, в котором он был представлен как зампред запрещенного в России Меджлиса* и потребовал возбудить в связи с этим уголовное дело. Тем не менее, силовики решили не торопиться и, по крайней мере пока, ограничились только разговором, в котором Джелялов объяснил обстоятельства своего общения с украинскими журналистами.

Кроме того, силовики спрашивали у него о знакомстве с Марленом Мустафаевым, которого 21 февраля арестовали на 11 суток за репост символики запрещенной в России организации «Хизб ут-Тахрир». В тот же день были задержаны 20 крымских татар, пришедших к его дому в знак поддержки. В свою очередь Джелялов заявил, что публично высказывал свое мнение о событиях вокруг Мустафаева, но лично с ним знаком не был, хотя тот и есть у него в друзьях на Facebook.

О Джелялове известно, что он родился в 1980-м году в Узбекской ССР, в 9 лет переехал вместе с родителями в Крым. В Одессе он выучился на политолога, затем работал журналистом и преподавал историю в одном из крымских вузов. Зампредом Меджлиса крымских татар он стал в 2013 году, тогда же возглавил информационно-аналитическое подразделение этой организации.

Между тем, в России 58 организаций признаны экстремистскими, еще 26 считаются террористическими. «МК» выяснил у главы информационно-аналитического центра «Сова» Александра Верховского, являются ли все их члены потенциальными фигурантами уголовных дел:

- С точки зрения закона, участие в запрещенной организации рассматривается как уголовное преступление, конечно, если его удается доказать. При этом, если речь идет о членстве в запрещенной в России террористической организации «Исламское государство», это будет одна уголовная статья, а если о признанном экстремистским Меджлисе — другая. И тех, и других у нас насчитывается несколько десятков, но реально преследуются члены только нескольких организаций. Никакого юридического объяснения этому нет, речь идет о политическом выборе, зависящем от конкретных обстоятельств.

- То есть Джелялову было бы лучше либо уехать на Украину или окончательно откреститься от Меджлиса?

- Это дело принципа. Он считает, что Меджлис незаконно запрещен в России, поэтому зачем ему куда-то уезжать? С его точки зрения, он никаких законов не нарушает. Дальнейшие действия Джелялова будут его личным риском.

* - запрещенная в России организация

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру