Поможет ли опыт Трампа Путину управлять миром через Twitter

Как президент США использует соцсети

Дональда Трампа называют первым Твиттер-президентом. Он использует социальную сеть в качестве своей «цифровой трибуны»: объявляет о планах, управляет, ругает и провоцирует. Глава Твиттер Джек Дорси считает манеру, в которой президент США вдет свой аккаунт беспрецедентной, а бывший Госсекретарь Джон Керри критикует Трампа за использование микроблога для обсуждения вопросов внешней политики.

Как президент США использует соцсети

«МК» разобрался, чего американскому президенту удается добиться при помощи сообщения, длиной 140 символов, и можно ли перенести его опыт на российскую почву.

Личный аккаунт в Twitter @realDonaldTrump появился у бизнесмена задолго до его участия в президентской гонке — еще в марте 2009 года. Однако популярность он стал набирать именно во время предвыборной кампании: в августе прошлого года у политика было 10 миллионов подписчиков в соцсети, к новому году их количество увеличилось до 20 миллионов, а после инаугурации — до 26 миллионов. В рейтинге Twitter по этому показателю Дональд Трамп сейчас занимает 44 место.

Из политиков в этой соцсети популярнее лишь его предшественник. На Барака Обаму подписано более 85 миллионов человек, по количеству читателей он уступает только Джастину Биберу и Кети Перри. Издание The Atlantic назвало Обаму первым президентом, ставшим «мастеромсоц сетей».

Политтехнолог предыдущего президента Джим Мессина сделал ставку на его взаимодействие с целевой аудиторией при помощи интернета и тем самым совершил революцию в способе доставки политического месседжа до мира. Но Твиттер Барака Обамы вела в основном его команда, а посты, которые оставлял лично президент были подписаны его инициалами – BO.

Революция Дональда Трампа же - в стиле этого месседжа. Во-первых, он пишет твиты в любое время дня и ночи, делает это как бы сам (на самом деле работает большая команда) и называет себя «Эрнестом Хемингуэем 140 символов». А, во-вторых, его посты очень экспрессивны, он часто использует написание сообщений заглавными буквами и восклицательные знаки, примитивную лексику и иногда допускает орфографические ошибки.

Например, на публикацию неподтвержденных обвинений в том, что у России есть на него компрометирующие материалы, Трамп ответил следующим твитом: "ФАЛЬШИВКА - ТОТАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОХОТА НА ВЕДЬМ!". Итог своим высказываниям в Твиттере Трамп нередко подводит коротким словом с восклицательным знаком: «sad!” (грустно) “bad!” (плохо) “weak!” (слабо), «terrible!» (ужасно!)

Его стиль нередко становится объектом пародий. Например, издание Huffington Post копирует Трампа, который вместо тревожных постов о мигрантах, публикует предупреждения о реальных опасностях: «Люди гибнут из-за молний! Я скоро выпущу указ, чтобы это решить. Дождь просачивается на всех. Грустно!».

Появился и Трампианский путеводитель по классической музыке: «Шуберт! Полный лузер. Полностью антиамериканский. Очень плохо!».

«Сообщения Дональда Трампа в Твиттере озадачили многих в Соединенных Штатах и ​​за границей своим непрофессионализмом, - отмечает директор программы России и Евразии Центра стратегических и интернациональных исследований в США Ольга Оликер. - Существует мало свидетельств того, что они являются запланированными политическими действиями, поэтому их трудно охарактеризовать как инструмент политики. Если они являются инструментом политики, то никто не знает, чего он хочет достичь».

Эксперт отмечает, что Администрация Обамы, напротив, использовала Твиттер как инструмент для трансляции своих сообщений через социальные сети, так же, как СМИ используются для трансляции информации, объявленной на пресс-конференциях.

«Послания президента Обамы в целом были ясными и убедительными, - говорит эксперт. - Иногда президент Обама и сам руководил сообщениями, но маловероятно, чтобы твиты с его аккаунта не были полностью согласованы с его командой. Похоже, сейчас этого не происходит с твиттером Дональда Трампа: его советники кажутся такими же удивленными его сообщениями, как и все остальные».

Одно сообщение решает судьбу миллионов

По результатам опроса The Wall Street Journal и NBC News, проведенного накануне инаугурации, лишь 26% американцев положительно оценили активность Дональда Трампа в Твиттере, поскольку "она позволяет президенту незамедлительно и напрямую общаться с людьми".

Большая часть опрошенных – 69% - сочла поведение президента в Твиттере неудачным решением для общения с нацией, поскольку “такие сообщения без тщательной проверки могут в одно мгновение привести к непреднамеренным серьезным последствиям".

Посты президента в микроблоге, действительно, оказывают влияние на происходящее в мире. Твиттер Дональда Трампа не раз оказывался в центре скандалов и влиял на повестку дня: большое количество постов президент посвящает своим оппонентам.

В списке лиц, мест и прочая, обиженных Трампом в Твиттере, опубликованном газетой the New York Times, сейчас 319 позиций. Среди них, например, несколько “ничего не смыслящих в миграционной политике” сенаторов-демократов, “заигрывающий с огнем” Иран и реформа здравоохранения Obama Care, которую Трамп называет “катастрофой”.

Но больше всего досталось американским медиа и журналистам, по отношению к которым президент употребляет такие слова как “лживые” и “бесчестные”. Парадокс взаимоотношений президента США и СМИ заключается в том, что медиа с энтузиазмом тиражируют его высказывания. Как точно выразился пресс-секретарь Белого Дома Шон Спайсер "Что бы он ни постил в Твиттере, это станет новостью".

Президент использует Твиттер и для внешнеполитических заявлений. Что, конечно, не остается незамеченным. Так, после того как Трамп упрекнул Китай в том, что он извлекает выгоду из торговых отношений с США, но не хочет помочь им надавить на Северную Корею, Пекин через агентство «Синьхуа» попросил президента умерить свою тягу к сообщениям в микроблоге. А после того как Трамп написал, что “иметь хорошие отношения с Россией – это хорошо, а не плохо”, бывший Госекретарь Джон Керри заявил, что 140 символов вряд ли позволяют адекватно справляться со сложными выборами во внешней политике. Но Трамп не сбавил обороты на этом поле, несмотря на критику.

Наибольшую силу активность Трампа в Твиттере проявила в сфере бизнеса. Одно сообщение длиной 140 символов, в котором Трамп возмутился расходами на разработку и производство новых боевых самолетов F-35 обрушило капитализацию компании Lockheed Martin на четыре миллиарда долларов.

А после того, как президент раскритиковал чрезмерные расходы компании Boeing на новый президентский лайнер, корпорация пожертвовала будущему президенту миллион долларов на инаугурацию.

Сообщение, в котором Трамп потребовал от Toyota строить свои заводы в США или платить большой налог после того, как он узнал о планах автопроизводителя построить новый завод в Мексике, лишило компанию миллиона долларов.

Схожим образом он атаковал и корпорацию General Motors, что сразу же сказалось на финансовом состоянии компании. После этих публикаций компания Ford отменила свои планы по постройке нового завода в Мексике и заявила, что направит 700 миллионов долларов на расширение производственной площадки в штате Мичиган.

Червяк дополз

Сам Дональд Трамп считает, что популярность его аккаунтов в соцсетях помогла одержать ему победу на выборах. «Думаю, это помогло мне победить во всех противостояниях, когда другие платили значительно больше, чем я», – сказал Трамп в интервью каналу CBS. Бизнесмен потратил на рекламу 68 миллионов долларов, а Хиллари Клинтон – 237,4 миллиона долларов.

Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко считает, что самодостаточность Твиттера Трампа сильно преувеличена: президент использует микроблог не как самостоятельное средство массовой информации, а как инструмент для генерации информационных поводов, которые потом ретранслируют традиционные СМИ.

«Он выиграл выборы за счет использования СМИ, которые были настроены против него, - поясняет политолог. - Американские специалисты, которые еще до выборов выступали перед комитетом по политическим технологиям Российской ассоциации по связям с общественностью, обращали внимание на один интересный момент. Различить ролики против Трампа и за Трампа было фактически невозможно, потому что они несли один месседж, просто одни со знаком плюс, а другие со знаком минус.

Дело не в том, что Трамп достучался до избирателя через свой Твиттер, а в том, что его месседж доносили традиционные СМИ, которые считали что они говорят о нем что-то плохое, а для его избирателей это был плюс».

Эксперт добавляет, что мощнейшим инструментом кампании Трампа были и встречи с избирателями. «Сотрудники штаба уже на этапе праймериз охватили встречами больше людей, чем Обама за всю избирательную кампанию 2008 года», - говорит Минченко.

По мнению директора Московского Центра Карнеги Дмитрия Тренина, в Твиттере Дональд нашел «эффективную форму донесения своего мнения напрямую до части населения, которая продвинута и интересуется политическими событиями». “Многие месседжи, которые посылаются через традиционные СМИ, сокращаются до хлестких ключевых фраз. И в преломлении прессы они тоже превращаются в твит, - отмечает Тренин. - Никто в наше время не читает, как это было в советское время, полные тексты выступлений президента или премьер-министра, мало кто выслушивает речи от начала до конца».

Эксперт поясняет, что, как правило, аудитория питается выжимками, которые делают другие люди. И эти люди могут относиться к источнику информации критически или враждебно. «Из-за Твиттера случаются агрессия, ляпы, неловкости и так далее, но они случаются и в прямой жизни, - говорит Тренин. - Сколько раз мы слышали ляпы из уст высокопоставленных деятелей разных стран».

Президент российской ассоциации политических консультантов Игорь Минтусов считает, что Твиттер – сильный, но опасный политический инструмент.

“Ты можешь вложить туда эмоции. То есть сначала пишешь, потом думаешь, - поясняет он. - Кстати, Трамп несколько раз терял в глазах своих оппонентов, потому что он писал не очень продуманные вещи, о которых потом жалел».

Минтусов приводит примеры опасности Твиттера и из российской политики: один губернатор на приеме в Кремле увидел в блюде червяка, сфотографировал его и выложил в Твиттер. «Через полтора года его сняли, - вспоминает Минтусов. – И, когда я обсуждал эту новость с высокопоставленным чиновником, он сказал: «червяк дополз».

Брать ли Путину пример с Трампа?

В начале февраля этого года ВЦИОМ опубликовал результаты опроса, согласно которому большинство россиян хотело бы получать информацию о важных вопросах жизни страны напрямую от президента, поскольку журналисты часто перевирают информацию. Однако за интернет-общение высказалось лишь 29% респондентов против 69%, которые предпочитают привычный формат коммуникации– прямые линии и пресс-конференции.

«Нужен ли президенту Путину личный аккаунт в Твиттере или нет, зависит от того, считает ли Кремль его ценным каналом для передачи информации и взимодействия с аудиторией. Являются ли пользователи Твиттера целевой аудиторией Кремля?, - рассуждает Ольга Оликер. – Думаю, что учетная запись президента Путина в Твиттере, если бы она была создана, использовалась бы скорее а-ля учетная запись президента Обамы, а не а-ля аккаунт Дональда Трампа».

Российские эксперты, однако, не уверены, в том, что российскому президенту стоит перенимать американский опыт общения с избирателями в соцсетях.

«Думаю, что вопрос с твиттером Путина решен окончательно, - говорит Дмитрий Тренин. - Президент не проявляет никакого интереса к соцсетям и вообще к современным гаджетам».

Эксперт отмечает, что внимание к СМИ и соцсетям вряд ли прибавило популярности Дмитрию Медведеву во время его президентства среди основной массы населения. «А Путин все-таки за основную массу, - поясняет руководитель Московского Центра Карнеги. – Он готов, не могу сказать, игнорировать, но, скажем, ставить на второе место продвинутую часть населения. Он в основном ориентируется на большинство, которому не до Твиттера и не до гаджетов. Да и денег у них на это в общем-то нет”.

Эксперт отмечает, что в американском обществе Твиттер более распространен, чем в российском. Потому что, во-первых, это англоязычная социальная сеть, а, во-вторых, немалая часть американцев консервативных убеждений из небольших городов все-таки достаточно продвинута технологически и использует гаджеты и социальные сети.

Евгений Минченко же полагает, что Владимиру Путину Твиттер не нужен, потому что у него “нет проблем с тиражированием собственного контента”.

Читайте материалы: «Человек, который принес победу Трампу: тайны хитрейшей интернет-кампании»

«В США запустили сайт с удаленными твитами Трампа о России»

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27350 от 21 марта 2017

Заголовок в газете: Эрнест Хемингуэй 140 символов

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру