Выбор правительства: слабый рубль и нищий народ

Почему чиновники топят национальную валюту

Практически все руководители экономического блока российского правительства в последнее время в один голос говорят о том, что курс рубля завышен на 10-12%. Звучит такая позиция угрожающе: если рубль переоценен, то нужно готовиться к обвалу его курса. Похоже, это скоро и произойдет. У рубля осталось не так много «союзников», чтобы сохранить равновесие, а правительственные чиновники, у которых на первом месте стоит исполнение бюджета, а не проблемы рядового населения, вряд ли протянут руку помощи тонущему «деревянному».

Почему чиновники топят национальную валюту

Валютные интервенции ЦБ, возможный разрыв соглашения ОПЕК о снижении добычи нефти, повышение процентной ставки Федеральной резервной системы США — все эти факторы реально угрожали обвалить рубль. Но вопреки им российской валюте с начала этого года удалось не просто отстоять свое положение на рынке, но даже несколько укрепиться к доллару и евро. В итоге к концу марта официальный курс доллара так и не вышел за пределы 60 рублей, как предсказывали многие эксперты, а, напротив, скатился ниже отметки в 57 рублей.

Казалось бы у отечественных чиновников появился повод утверждать о стабилизации курса национальной валюты и ее полной защищенности от внутренних и внешних кризисных обстоятельств. Но вопреки этой логике представители профильных министерств продолжают «раскачивать лодку» и говорят об излишне высокой стоимости российских денежных знаков. Причем и глава Минфина Антон Силуанов, и руководитель Минэкономразвия Максим Орешкин приводят одни и те же цифры — переоцененность рубля составляет 10-12%, что наталкивает на мысль о согласованности их позиции.

Так почему же правительственные чиновники бьют по своей же национальной валюте, крепость которой вроде бы должны отстаивать? Все просто — крепкий рубль противоречит их ведомственным интересам. К примеру, ранее Минфин подсчитал, что укрепление курса на 1 рубль к доллару «выносит» из казны 80 млрд рублей, а бюджет у нас и без того дефицитный. А Минэкономразвитию нужен экономический рост, которого отечественным производителям легче добиться при слабом рубле.

Как считает директор аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев, российские чиновники сейчас озабочены в первую очередь доходами бюджета, которому более выгоден слабый рубль. «Бюджет у нас наполняется за счет нефтяной ренты. Понятно, что взять налоги с публичных и прозрачных государственных и частных добывающих компаний намного легче, чем с теневого сектора. Этим и пользуются государственные мужи. Чем дороже доллар, тем дешевле рубль и, стало быть, больше рублевая денежная масса. Значит, есть средства платить заработные платы бюджетникам, повышать пенсии и наполнять казну дополнительными средствами», — полагает эксперт.

Стоит отметить, что несмотря на решение ЦБ в конце 2014 года отправить рубль в «свободное плавание» и прекратить искусственную координацию его курса, регулятор вполне ощутимо присутствует на бирже. В этом году Банк России по заданию Минфина приступил к уже упомянутым валютным интервенциям: в феврале он скупил на свободном рынке $1,6 млрд, а в марте — примерно $1,2 млрд. По словам Силуанова, эта практика продолжится и в будущем, причем объем интервенций может вырасти уже в апреле.

Как говорят эксперты, до сих пор эффект от интервенций ЦБ был весьма незначительным, поскольку приток иностранной валюты извне позволял рублю держаться на плаву. Тем не менее, если регулятор продолжит ежемесячно выбирать с рынка более миллиарда долларов, то российская валюта будет уже не в состоянии игнорировать такие действия и ее курс вновь перешагнет через отметку в 60 рублей.

Своими словами Силуанов фактически подтвердил, что экономический блок продолжит стимулировать снижение стоимости «деревянного». Причем, он назвал предварительный уровень, до которого правительство будет считать ситуацию с национальной валютой вполне приемлемой. Те 10-12%, о которых говорили главы Минфина и Минэкономразвития означают, что предел в 63-64 рубля за доллар не окажется критичным.

Однако, совсем иначе ситуация видится с точки зрения рядового потребителя, который далек от забот руководящего состава российского кабинета министров. «Чиновники больше заботятся о выполнении собственных обязательств, касающихся бюджета. Но падение курса национальной валюты — это неблагоприятный знак. И не только для населения, но и для всей отечественной экономики в целом. России нужен сильный рубль — это доступ к импортным технологиям и качественным заграничным товарам, более высокое качество жизни россиян, бум на рынке акций. В конце концов, глобальные инвесторы очень любят сильные валюты развивающихся стран. Ну и конечно, сильный рубль — это низкая инфляция, низкие процентные ставки, дешевые кредиты. В общем, заветная мечта любого бизнесмена и потребителя», — полагает Александр Разуваев.

По его мнению, можно отметить и геополитический момент. Россия останется привлекательной для интеграции с бывшими советскими республиками только тогда, когда зарплаты в долларовом эквиваленте в нашей стране будут значительно выше, чем у ближайших соседей. Сейчас именно поэтому в Россию едут на заработки из Белоруссии и Киргизии.

Только надежды на стабильную национальную валюту остается все меньше. У рубля практически не осталось «союзников». По словам аналитика ГК «ФИНАМ» Богдана Зварича, на этой неделе закончился очередной налоговый период — прошли выплаты НДПИ, а значит поддержка курсу рубля в силу периода налоговых выплат ушла до 6-8 апреля. Уже в ближайшие дни покупки валюты могут привести к дополнительному давлению на рубль и, как результат, к его ослаблению.

Все это касается краткосрочной перспективы. Заглядывая несколько дальше в будущее, можно ожидать падения рубля гораздо ниже отметки, обозначенной Силуановым. Правда, российские чиновники будут в этом случае не причем. Как полагают многие участники мирового нефтяного рынка, на очередном саммите ОПЕК, который намечен на 25 мая, организация не будет пролонгировать условия прошлогоднего соглашения о сокращении производства. «Все это вместе с одновременным ужесточением денежно-кредитной политики США может привести к глобальному ослаблению курса российской валюты, поэтому не стоит удивляться, если к началу лета доллар вернется к уровню марта 2016 года, то есть к 70 рублям», — полагает Богдан Зварич.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру