Путин нажал новый «ядерный» рычаг против США: ШОС расширилась

Ревность и победы на саммите в Астане

Владимир Путин на саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) призвал "восьмерку", в состав которой с 9 июня входят четыре ядерные державы, не оглядываться на Америку и более активно вмешиваться в урегулирование региональных конфликтов, прежде всего в Афганистане. "Внутриполитическая ситуация в США препятствует конструктивной работе в международных форматах", - заявил президент, отметив, что страны ШОС в силу своего географического положения наиболее уязвимы для террористов, обосновавшихся на афганской земле.

Ревность и победы на саммите в Астане

Главным событием саммита ШОС в Астане все участники однозначно назвали присоединение к шести полноправным участникам (России, Китаю, Казахстану, Киргизии, Таджикистану и Узбекистану) Индии и Пакистана. Это существенно увеличило не только численный состав организации, но в первую очередь - ее влияние и мощь. "Из восьми государств-членов четыре являются ядерными державами", - напомнил хозяин саммита, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. А Александр Лукашенко, представляющей страну-наблюдателя ШОС, уточнил, что теперь "никто, нигде и никогда не сможет против желания членов блока дестабилизировать обстановку в мире".

Правда, главные герои торжества - лидеры Индии и Пакистана - старались не смотреть в глаза друг другу и, кажется, нервно вздрагивали всякий раз, когда их страны упоминались в одной связке, через союз "и".

В самом ШОС считают большой удачей, что конфликтующие между собой державы решили вступить в организацию, несмотря на плохие двусторонние отношения. Однако, по мнению экспертов, с присоединением Индии и Пакистана вырастет только номинальный вес блока, а реальная эффективность упадет, хотя и раньше особых достижений в его деятельности, прямо скажем, не наблюдалось. Зона свободной торговли не создана, общий банк развития, несмотря на годы разговоров, не появился, совместных экономических проектов нет. И даже вопросы безопасности решаются отнюдь не так конструктивно, как планировалось в 2001 году.

Такая пассивность не может не беспокоить Китай, который инициировал создание ШОС отнюдь не ради совместных посиделок с другими лидерами. Поднебесной нужны рынки сбыта и льготы, а также доступ к транспортной инфраструктуре, чтобы реализовать свой главный проект "Один пояс, один путь".

В своем выступлении председатель КНР Си Цзиньпин снова ратовал за подписание соглашений об упрощении процедур торговли, создании благоприятных условий для международных перевозок, а также реконструкции и строительству автомобильных дорог, формирующих современный "шелковый путь". Он также высказался за формирование в рамках ШОС Деловой ассоциации по электронной торговли и активизации работ по созданию банка ШОС. А чтобы управляющие органы блока побыстрее шевелились, пообещал выделить дополнительные 10 млн юаней его секретариату.

Примечательно, что концепцию "Один пояс, один путь" в Астане нахваливали все члены организации, за исключением индийского премьера Нарендры Моди. Дели, ревнуя к Пекину и имея схожие с ним интересы, традиционно вставляет палки в колеса всем китайским инициативам. По мнению экспертов, в перспективе это соперничество также может негативно сказаться на деятельности Шанхайской организации.

Что касается Владимира Путина, то он мало говорил об экономике и много о вопросах безопасности. По мнению российского президента, такая влиятельная структура, как ШОС, должна более активно вмешиваться в урегулирование региональных конфликтов, в частности, в Афганистане, который граничит со многими членами блока и явно не добавляет спокойствия своим соседям. В этой связи ВВП призвал возродить не работающую с 2009 года контактную группу ШОС-Афганистан.

Путин напомнил, что США и НАТО 15 лет ведут операции против талибов, однако военная и внутриполитическая обстановка в стране продолжает деградировать. "Сейчас США уговаривают европейцев возобновить свою активную работу в Афганистане. Но почти никто не хочет туда возвращаться в полноформатном режиме. Таковы реалии", - добавил он.

Разумеется, слова Путина не стоит рассматривать, как стремление направить в Афганистан военные контингенты стран-членов ШОС. "Ставка на военное решение афганского конфликта бесперспективна", - подчеркнул президент, пояснив, что контактная группа должна работать над выстраиванием диалога между правительством Кабула и оппозиционными группами. Впрочем, широкого публичного отклика его предложение пока не получило. А выступление афганского президента Ашрафа Гани содержало больше пафоса ("Мы стоим на переднем плане и умираем, чтобы защитить вас!" - сказал он), нежели готовности садиться за стол переговоров и решать проблему.

В своем выступлении Владимир Путин также высказался за дальнейшее расширение ШОС. И хотя конкретные страны названы не были, никто из участников саммита не сомневался, что речь прежде всего идет об Иране, подавшем заявку еще в 2008 году. Москва считает, что после заключения "ядерной сделки", никаких препятствий на пути присоединения Тегерана к шанхайской "восьмерке" нет. Однако получить согласие всех членов объединения пока не удалось. Отцы-основатели ШОС решили посмотреть, как пройдет вливание Индии и Пакистана, чтобы на основании полученного опыта рассмотреть заявку Ирана в следующем году. Иранцы не обиделись: они предвидели такое развитие событий, поэтому ограничили свое представительство на саммите участием министра иностранных дел.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру