Не потерять Балканы: на «фронте» наступило тревожное затишье

Потерять влияние в регионе России гораздо легче, чем его вновь добиться

На обычно неспокойном балканском фронте последнее время ощущается тревожное затишье.

Республика Сербская (РС) Боснии и Герцеговины (БиГ) после январского референдума, подтвердившего мандат действующего президента Милорада Додика, готовится к парламентским выборам следующего года. И эти выборы могут стать роковыми для неугодного Западу политика.

Потерять влияние в регионе России гораздо легче, чем его вновь добиться
Милорад Додик.

Проводя иной раз более смелую, чем официальный Белград, политику, Республика Сербская зажата рамками искусственно созданной в 1995 году «дейтонским миром» Боснии и Герцеговины, а из-за отсутствия официального представительства нашей страны не имеет даже прямых контактов с Москвой. При этом создавшие БиГ США давно раздражает фигура многолетнего правителя РС Милорада Додика и на прошлых выборах местными евроатлантистами против него была объявлена настоящая война.

Параллельно с этим Евросоюз, верховный представитель которого имеет возможность накладывать вето на любое решение местных властей в обеих частях (сербской и мусульмано-хорватской) конфедерации Боснии и Герцеговины, последнее время также выражает прямое недовольство «излишней пророссийскостью» Додика.

В Македонии по итогам состоявшихся выборов новый состав парламента, войдя в противодействие с президентом Георге Ивановым, долго не мог определиться с кандидатурой нового премьер-министра. В результате сомнительного с точки зрения чистоты процедуры, в обход регламента, избрания председателем Собрания этнического албанца Талата Джафери в законодательном органе республики произошли прямые физические столкновения сторонников и противников принятого решения. И все равно в результате 31 мая новым премьер-министром Македонии с минимальным перевесом (62 из 120 депутатов) был избран лидер македонской оппозиции, председатель Социал-демократического союза Македонии Зоран Заев, последние годы постоянно организовывающий «майданы» под окнами уже бывшего премьера Николы Груевского.

Первым же решением экс-оппозиционера стало объявление о готовности смены названия страны на «Бывшая Югославская Республика Македония» ради скорейшего вступления в НАТО. Это было основным требованием включающей в себя территорию исторической Македонии Греции, многие годы блокирующей вступление республики в Северо-атлантический альянс.

5 июня в НАТО вошла еще одна бывшая республика Югославии – Черногория. Ставшая за последний год откровенно антироссийской, Подгорица обвинила Москву в поддержке, якобы, попытки государственного переворота в живущей исключительно за счет туризма республике. Черногорской и европейской общественности были даже продемонстрированы пара неких «граждан России» с черными пакетами на головах, которые-де готовили с помощью рогаток (я не шучу, так объявил специальный прокурор Миливое Катнич!) покушение на жизнь на тот момент премьера страны Мило Джукановича.

Но доблестная черногорская полиция опередила злых русских – в канун прошедших 16 октября прошлого года парламентских выборов силами спецназначения была арестована группа преимущественно сербских граждан во главе с бывшим главой жандармерии Сербии Братиславом Диковичем, незадолго до того уволенным со службы. И жизни известного контрабандиста и торговца наркотиками, как настойчиво утверждают итальянские прокуроры и СМИ, Джукановича теперь ничего не угрожает. Только Ростуризм более настоятельно не рекомендует ездить в эту «здравницу», тем более, что и с экологией, как выяснилось, там большие проблемы. Не исключаю, что совсем скоро отменят рейсы всех российских авиаперезчиков в Тиват и Подгорицу. Пусть лучше в Крым в сезон больше самолетов летает.

После прошедших в Сербии в апреле президентских выборов, на которых впервые в новейшей истории страны победитель был выявлен в первом же туре, все замерли в ожидании объявления нового состава правительства страны. Фигура премьера, в прошлой каденции, пожалуй, ключевая с точки зрения принятия решений, теперь может оказаться вторичной. Как и во время президентства демократа Бориса Тадича, когда главы правительства менялись с завидной регулярностью и народ даже не успевал их запомнить, при президенте Александре Вучиче это может снова повториться. Поэтому не стоит пока переоценивать влияние нового премьер-министра. Как пошутил один из коллег-балканистов, теперь даже плюшевый мишка мог бы занять этот пост.

Если прежде на протяжении 25 лет с момента распада Югославии, основным трендом сербской политики была дихотомия «Восток-Запад», когда за власть боролись условно «пророссийские» и «проевропейские» политики, теперь эта дихотомия совмещается в фигуре нового сербского президента. Он одновременно декларирует заинтересованность в стабильном развитии отношений с Россией и при этом утверждает Сербию на пути в ЕС. Как долго он сможет совмещать эти стратегически разнонаправленные векторы движения, зависит, не в последнюю очередь, от Москвы и наличия ясной российской стратегии присутствия на Балканах.

Сербия, как и Македония, несмотря на серьезное давление с Запада, не присоединилась к антироссийским санкциям ЕС и США, обосновывая это серьезнейшим ударом по своей экономике в этом случае. Действительно, с 2014 года импорт сербских и македонских фруктов, овощей и продуктов питания в Россию вырос более чем в два раза. Товарооборот между Россией и Сербией по итогам 2016 года составляет более 2 миллиардов евро (третье место), в то время как с Германией и Италией аналогичная цифра в два раза больше. Но, в отличие от нового правительства Македонии, Белград подтверждает свою политику нейтралитета и невступления в различного рода альянсы. За время каденции прошлого президента страны Томислава Николича Сербия получила официальный статус наблюдателя в Парламентской Ассамблее ОДКБ.

С точки зрения реальной экономики именно Сербия является базой для дальнейшего развития российского бизнеса на Балканах. После заключения в январе 2008 года соглашения о сотрудничестве в энергетике в Белград пришли «Газпромнефть» (владеет контрольным пакетом акций крупнейшей в стране «Нефтяной индустрии Сербии»), банк ВТБ и «Сбербанк», «Согаз» и «Силовые машины». «Российские железные дороги» за счет предоставленного Россией кредита обновляют железно-дорожную инфраструктуру республики. Давно работает «Лукойл» и Уральская Горно-Металлургическая компания.

На фоне остальных республик бывшей Югославии отношения Москвы с Белградом на данный момент можно назвать, по большому счету, безоблачными. Изменится ли погода этих отношений, станет понятно уже к концу этого года по результатам первых шагов нового правительства страны. С нашей стороны было бы верхом глупости, изображая обиду из-за отдельных кадровых решений, отпускать Сербию в свободное плавание. Потерять влияние в регионе гораздо легче, чем его вновь добиться. Не стоит забывать об этом.

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27424 от 23 июня 2017

Заголовок в газете: Не потерять Балканы

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру