Путин с самого большого судна в мире запустил «Турецкий поток»

Первой на дно отправилась труба под номером 13

В пятницу в Черном море началось строительство глубоководной части газопровода "Турецкий поток": для этого в акваторию пришло самое большое судно в мире, аренда которого стоит 300 тысяч евро в день - швейцарский корабль-трубоукладчик "Первопроходец", на котором побывал Владимир Путин.

По планам, уже в 2019 году Россия будет поставлять в Турцию и Южную Европу 33 млрд кубов газа дополнительно. Правда, в каком направлении пойдет "вторая нитка", предназначенная для европейских потребителей - пока интрига.

Первой на дно отправилась труба под номером 13
Судно-трубоукладчик Pioneering Spirit.

С борта вертолета, на котором прилетел Владимир Путин, "Первопроходец" выглядит, как обломок скалы, который какие-то неведомые силы закинули в открытое море. Шутка ли: это самое большое судно в мире, имеющее длину почти 400 и ширину более 120 метров.

Когда оно перебазировалось из Нидерландов в Черное море, туркам пришлось на несколько часов полностью перекрыть пролив Босфор. Примечательно, что первоначально корабль носил имя отца владельца судостроительной фирмы - "Питер Шелте", однако, когда общественность узнала, что тот в 1942 году был офицером СС, пришлось срочно искать замену. "Первопроходец" или в английском варианте "Pioneering Spirit" звучит нейтрально и в то же время помпезно, что в данном случае совершенно оправдано. Ничего подобного Владимир Путин раньше точно не видел. Здесь даже пахнет, как в дорогой гостинице, не говоря уже о бесшумных лифтах, эклерах к кофе и контейнерах для раздельного сбора мусора.

Однако прежде, чем приступить к осмотру корабля, президент спустился в каюту, чтобы по линии спецсвязи поздравить с началом строительства газопровода своего турецкого коллегу Реджепа Эрдогана. По словам главы "Газпрома" Алексея Миллера, турки буквально спят и видят, когда к ним придет российский газ. Уже сейчас доля нашего топлива на турецком рынке составляет 53%, с начала года поставки выросли на 2,6 млрд кубов.

- Алло, господин президент! - прокричал в трубку ВВП, - Я звоню вам с трубоукладчика в Черном море. Наши с вами проекты развиваются так быстро, как они не развиваются со многими другими партнерами. Там, где с другими у нас уходят годы на различные административные согласования, с Турцией мы это делаем буквально в течение нескольких месяцев.

Путин напомнил, что соглашение о строительстве "Турецкого потока" было подписано осенью 2016 года, и вот спустя всего 7 месяцев работы уже идут полным ходом.

Порадовав Эрдогана, президент поднялся в капитанскую рубку, откуда смог заглянуть в "чрево" строительного гиганта. Многочисленные экраны показывали изображения труб, сварочных аппаратов и другого навороченного оборудования, вокруг которого суетился одетый в нарядную униформу персонал (корабль обслуживают около 600 человек разных национальностей).

- Ну давайте, вперед! - скомандовал Путин, и сварка первой нитки "Турецкого потока" началась. Всего "Первопроходцу" предстоит проложить по дну Черного моря 937 км труб, по которым в Турцию будет поступать 15,75 млрд кубов голубого топлива ежегодно. По словам Алексея Миллера, скорость проходки составляет от 3,5 до 5 км в сутки. Правда, первая труба, отправившаяся в морские глубины, почему-то имела несчастливый номер "13". Но на корабле в дурные приметы не верят.

Что касается второй нитки газопровода, то ее судьба окончательно не определена. Не исключено, что в перспективе "Турецкий поток" снова станет "Южным".

О своих намерениях вернуться в проект, похороненный Евросоюзом в 2014 году, уже публично заявила Болгария: премьер-министр этой страны специально ездил в Германию, чтобы заручиться поддержкой Ангелы Меркель, а президент обсуждал перспективы возобновления сотрудничества в газовой сфере с Владимиром Путиным. "За" возвращение к старому маршруту газопровода - из Черного моря в Болгарию - ратуют также Сербия, Венгрия и Австрия, которая при таком раскладе становится крупнейшим газовым хабом.

В противном случае "вторая нитка" пойдет через Турцию в Грецию, сделав главным выгодополучателем Эрдогана, а этого в Европе, окончательно рассорившейся с турецким лидером, сейчас никто не хочет.

Для самой России прокладка второй трубы в сторону Болгарии тоже была бы выгодна. Несмотря на публичные братания, отношения с Турцией по-прежнему остаются непредсказуемыми, и попадать в долгосрочную зависимость от Эрдогана явно не в интересах Кремля.

Кроме того, возвращение к старому маршруту позволит избежать внесения правок в контракты с европейскими потребителями. Да и распределить российский газ по всей Южной и Юго-Восточной Европе из Болгарии в силу наличия соответствующей инфраструктуры будет гораздо легче, чем из Греции.

Однако, как уже не раз говорил Владимир Путин, для принятия окончательного решения о возобновлении "Южного потока" Россия потребует от Евросоюза "железобетонных гарантий".

С особой тревогой результатов закрытых переговоров России и Европы , по понятным причинам, ждут на Украине. Сейчас, когда российский газ идет по наземным маршрутам, Киев получает неплохие дивиденды за транзит. Но строительство "Южного", а в перспективе и "Северного потока-2" лишит Украину надежного финансового источника, который сложно чем-то компенсировать. (По предварительным оценкам, в случае реализации обоих проектов потери украинского бюджета составят 2 млрд долларов в год). Поэтому киевские власти изо всех сил пытаются убедить еврочиновников, что морские газопроводы - это политический проект, не имеющий никакой экономической выгоды. Однако в газовой монополии подобные доводы считают смешными - только аренда суперсудна стоит 300 тыс евро в день.

Нейтральные и прагматичные швейцарцы, живущие в параллельном от политических склок измерении, в свою очередь говорят, что им все равно, в направлении какой страны прокладывать в Черном море газовые трубы. Владелец "Первопроходца" Эдвард Хеэрема, затративший на его строительство 3 млрд евро, после отлета Владимира Путина собственноручно разносил оголодавшим журналистам бутерброды. Вы можете себе представить в этой роли Алексея Миллера?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27425 от 24 июня 2017

Заголовок в газете: Самый большой в мире корабль и Путин

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру