Выборы губернаторов показали важность онлайн-репутации

В рамках единого дня голосования 10 сентября в 16 субъектах РФ прошли выборы губернаторов. Везде победили кандидаты от «Единой России», но не везде с легкостью. При этом оказалось, что можно было заранее спрогнозировать количество набранных голосов.

Подготовка к выборам 2017 началась задолго до старта официальных кампаний. Ещё в апреле на сайте делового еженедельника «Профиль» был опубликован «Кремлёвский рейтинг» губернаторов, который, если верить его составите­лям, показывал, кому из глав регионов в большей или в меньшей степени угрожает отставка. Наибо­лее «слабые» губернаторы получили оценку «1» (в эту группу попали 8 человек), «сильные» – «5». Тогда же, весной Кремль инициировал кадровые перестановки, в результате которых своих по­стов лишились 9 глав регионов. Однако большинство из тех, кого отправили в отставку, не числилось в «Кремлевском рейтинге» среди «слабых» управленцев.

Основной причиной кадровых перестановок эксперты назвали стремление власти заручиться поддержкой регионов на предстоящих президентских выборах. Таким образом, губернаторские выборы стали испытанием для чиновников в 16 регионах. Не­смотря на победу кандидатов от «Единой России», пройти этот тест идеально удалось  далеко не всем.

Пожалуй, главной проблемой выборов 2017 года стала низкая явка избирателей. В этой связи регио­нальные избиркомы подверглись критике за недостаточное информирование населе­ния. Впрочем, это касается субъектов, где выборы губернатора не проводились.

Среди причин низкой явки политологи также называют неготовность избирателей посещать участки чаще одного раза в год. В Кремле эти особенности учитывали, поэтому и уделяли столько внимания способности регионов привлекать на выборы максимальное число жителей.

Известно, что результаты голосования в пользу того или иного губернатора во многом зависят от ре­путации руководителя, которая складывается из нескольких составляющих. Социаль­ный и экономический уровень региона, число выполненных обещаний и успешно реализованных проектов, отсутствие сомнительных моментов в биографии – всё это влияет на то, каким видят губернатора его избиратели. Если раньше репутация складывалась подчас из слухов, рекламы на телевидении и назойливых листовок в почтовых ящиках, то сегодня­ большинство избирателей черпают информацию в Интернете, в том числе из независимых источни­ков.

Накануне выборов 10 сентября сервис измерения репутации Pravdaserm.com опубликовал рейтинг гу­бернаторов, составленный на основе анализа данных поисковых систем. Как поясняют сами состави­тели, репутация измеряется по стобалльной шкале. Отсутствие информации о запросе в топе по­исковиков равносильно 50 баллам репутации (например, если по запросу имени персоны в топе нахо­дятся ресурсы только об её тёзке, это означает отсутствие какой бы то ни было онлайн-репута­ции у искомой персоны).

За каждый позитивный ресурс в топе баллы добавляются, за негативный – отнимаются.

Сервис Pravdaserm также учитывает «вес» ресурсов: статья на сайте федерального СМИ ценится выше, чем материал на непопулярном региональном ресурсе. При этом поисковые системы ранжи­руют выше те ресурсы, которые удовлетворяют интересам пользователя и вызывают органиче­скую активность аудитории.

Лидером рейтинга от Pravdaserm.com вот уже 7 месяцев подряд становится избранный губернатор Ярославской области Дмитрий Миронов. Его репутация оценивается в 98 баллов из 100 — этот результат обеспечивают сайт политика и его страницы в социальных сетях. Что касается при­сутствия в СМИ, то оно является следствием развития перспективных проектов в регионе, многие из которых были созданы и реализуются по личной инициативе губернатора.

Одним из таких проектов, реализацией которого в Ярославле занимается мэр города Владимир Слепцов, стало создание Союза Золотого кольца России. Проект направлен на развитие ту­ризма и пользователи Интернета проявляют к нему большой интерес: 6 миллионов запросов ежемесячно. Стоит отметить, что и репутация мэра Ярославля Владимира Слепцова, согласно рейтингу Pravdaserm, тоже весьма высока — 94 балла.

С учетом всех этих факторов губернатор Ярославской области смог набрать на прошедших выборах 79 % голосов. При этом явка избирателей составила почти 34 % — это один из самых высо­ких показателей по стране.

На общероссийском фоне такие результаты можно вне всяких сомнений считать более чем удовлетворительными. С одной стороны, губернатор Дмитрий Миронов демонстрирует способность при­влечь на участки необходимое число избирателей, с другой — мэр Владимир Слепцов, который перешёл на должность главы Ярославля по приглашению губерна­тора около года назад, обеспечивает эффективную работу участков и поддержку губернаторских про­грамм. В итоге - относительно высокая явка, легитимность и высокий процент голо­сов, отданных за действующего главу региона. Благоустройство города, в котором проживает 50 % населения всей области, наведение порядка и объединение элит не остались незамеченными.

Если учесть, что баллы онлайн-репута­ции соответствуют проценту пользователей, которые формируют положительное мнение, соответ­ствующим образом выглядят результаты итогового голосования. Например, губернатор Кировской области Игорь Васильев, обладатель 69 баллов репутации, победил на выборах с 64 % голосов. Евгений Савченко, глава Белгородской области, полностью оправдал свою позицию в рейтинге от Pravdaserm (69 баллов) и получил на выборах 69 % голосов. Чуть ниже оказался результат Андрея Никитина, гу­бернатора Новгородской области. При 67 баллах репутации он получил 67 % голосов на выборах. В рейтинге, опубликованном за 2 дня до голосования, он занимал 36 место.

Ощутимая связь между полученными баллами и результатом на выборах прослеживается и в других регионах. К примеру, глава Томской области Сергей Жвачкин, имея 56 баллов репутации, получил 60 % голосов, а глава Севастополя Дмитрий Овсянников почти полностью оправдал свои 76 баллов — при явке в 34 % у него 71 % голосов.

«Проблема оценки репутации политиков заключается в том, что многие пользователи заочно относятся к политикам с недоверием, предвзято. Однако это не означает, что между репутацией «98» и «30» нет никакой действительной разницы», - пишут аналитики онлайн-репута­ции. Действительно, если 69 % голосов на выборах может удовлетворить любого кандидата, то в кон­тексте соотношения негативных и позитивных статей в топе поисковых систем эту цифру сложно назвать идеальной.

Впереди президентская кампания, результаты которой будут анализировать как в целом по стране, так и в отдельно взятых субъектах РФ. Если исключить политтехнологии, то при прозрачной механике выборов результат голосования закономерно будет предопределён деятельностью кандидата в ходе предвыборной кампании. Возможно, онлайн-репута­ция сможет показать его шансы с очень высокой точностью.

Михаил Кирилов

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру