Лицензия на отстрел: к чему приведет закон о реинтеграции Донбасса

Бойцам АТО разрешили все то, что раньше они делали незаконно

Верховная рада приняла закон о реинтеграции Донбасса. За это решение проголосовали 280 депутатов. Против документа выступили лишь 36 нардепов, включая весь «Оппозиционный блок», представители которого заявили, что в документе говорится о зачистке территории АТО от врагов и нет ни слова о самой реинтеграции. Опрошенные «МК» эксперты утверждают, что 18 января 2018 года Киев фактически выдал лицензию на отстрел всех сторонников дружбы с Россией.

Бойцам АТО разрешили все то, что раньше они делали незаконно
Фото: Vadim Chuprina.

В принятом законе нет ни слова о Минских соглашениях, более того, ДНР и ЛНР называются теперь не «отдельными районами», а «оккупированными территориями». Россию при этом окрестили «оккупантом» и «агрессором». Впрочем, все могло бы быть гораздо хуже, ведь изначально депутаты требовали разрыва дипломатических отношений с Москвой, а самопровозглашенные республики Донбасса хотели признать террористическими организациями. В документ не стали вносить и упоминания о Крыме. Всего в законопроект собирались внести 673 поправки, но в итоге документ разбавили лишь 8 из них, и те были не идеологического, а технического характера.

Тем не менее и без этого закон получился жестким: всех без исключения силовиков на Донбассе переподчинили Генштабу Украины и наделили их правом в любой момент проникать в жилища людей, задерживать любого, кто покажется им подозрительным, останавливать движение транспорта на улицах, использовать в своих целях средства связи и передвижения, принадлежащие мирным жителям, применять оружие «в случае крайней необходимости» и так далее. Конечно, все это они делали и раньше, но теперь у них есть для этого законные основания.

Как известно, многочисленные участники добровольческих батальонов неоднократно занимались тем, что в цивилизованных странах называется произволом и самосудом. Похищали и удерживали в подвалах людей, которых считали «пособниками сепаратистов», обыскивали их машины на предмет «контрабанды», которую, обнаружив, забирали, и так далее. Причем когда добровольцы решали не заниматься беспределом, а сделать все по закону, передав «пленных» и их имущество правоохранительным органам, выяснялось, что они сами фактически являются преступниками — похитителями и ворами.

Параллельно с этим закон снял с Киева всю ответственность за любые события, происходящие на территории ДНР и ЛНР. Даже послевоенное восстановление региона должно целиком лечь на плечи России, говорится в документе. При этом осталась под запретом любая торговля с самопровозглашенными республиками. Правда, впервые с начала войны украинские власти разрешили чиновникам признавать выдаваемые в Донецке и Луганске справки о рождении и смерти.

Власти самопровозглашенных республик Донбасса восприняли новый украинский закон как очередную попытку сорвать Минские соглашения. Глава МИД ЛНР Владислав Дейнего считает, что украинские власти фактически признали: предыдущие четыре года они незаконно вели боевые действия. А глава ДНР Александр Захарченко подчеркнул, что теперь их противник хочет исправить свою оплошность, прикрыв ее соответствующей юридической базой. В Луганске и Донецке считают, что после этого Киев снова может пойти в наступление, перечеркнув все взятые на себя обязательства.

Так ли это на самом деле и как изменится жизнь на Донбассе после того, как президент Украины Петр Порошенко подпишет скандальный закон, «МК» выяснил у экспертов:

Андрей БУЗАРОВ, член общественного совета при МИД Украины:

— Принятый Верховной радой закон никоим образом не направлен на реинтеграцию отдельных районов Донецкой и Луганской областей в состав Украины. Он не касается ни социальных, ни культурных вопросов. Этот документ был нужен для того, чтобы закрыть те юридические дыры, которые возникли с началом АТО, и успокоить часть украинской общественности, которая была недовольна тем, что ДНР и ЛНР не считаются оккупационными администрациями. Ничто из этого не нарушает Минские соглашения, так как ни о чем подобном там вообще не говорится. Впрочем, никто не может объяснить, зачем латание юридических дыр и объявление России оккупантом нужно было объединять вместе и называть все это «реинтеграцией Донбасса». Вполне можно было принять два разных закона, название которых отвечало бы их сути. Также никто в окружении Порошенко не может внятно объяснить, почему нельзя было принять закон о полномочиях силовиков на Донбассе в 2014 или 2015 году. Получается, что все эти годы украинские вооруженные силы действовали на полулегальных основаниях.

Михаил ПОГРЕБИНСКИЙ, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии:

— Закон был принят в результате давления «партии войны», прежде всего «Народного фронта», «Самопомощи» и других. Теперь у радикалов есть все возможности для того, чтобы начать «охоту на ведьм». Любой сторонник мирного урегулирования конфликта и сотрудничества с Россией может быть обвинен в пособничестве оккупантам и предательстве национальных интересов страны. Киев выдал всем добровольцам с Донбасса своеобразное «разрешение на отстрел». Другое дело, что непонятно, как при этом можно продолжать закупать у агрессора газ, уголь и так далее. Но на Минских соглашениях это никак не скажется, потому что Москва сегодня не заинтересована в эскалации конфликта на Донбассе.

Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27594 от 19 января 2018

Заголовок в газете: Украинская лицензия на отстрел

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру