«Сидел рядышком, пальчиком дотрагивался»: Путин посмотрел полет ракетоносца, вспомнив былое

В Казани президенту показали испытания Ту-160М

Владимир Путин считает, что России пора вернуться к проекту создания сверхзвукового гражданского лайнера — этого требуют как масштабы страны, так и необходимость развивать экономические связи с удаленными территориями. В качестве базовой модели президент предложил использовать стратегический бомбардировщик Ту-160, за штурвалом которого он сидел 13 лет назад. «Надо создать его гражданскую версию», — поручил ВВП.

В Казани президенту показали испытания Ту-160М

Перебравшись из Уфы в Казань, Владимир Путин продолжил заниматься вопросами ОПК, но уже под иным ракурсом. Если в Башкирии обсуждалась конверсия, то на Казанском авиастроительном заводе главной темой стало укрепление боевого потенциала страны.

Президенту показали демонстрационный полет нового Ту-160М «Петр Дейнекин» — усовершенствованной версии стратегического бомбардировщика-ракетоносца, разработанного в ОКБ Туполева в 70-х годах прошлого столетия. Журналистов из суеверия летчики в свою машину перед вылетом не пустили. Но, если верить военным, боевые характеристики самолета будут улучшаться постепенно.

После полной модернизации бомбардировщик сможет поражать цели не только крылатыми ракетами, но и авиабомбами. Замене подлежат системы прицельного ведения огня, радиоэлектронное и авиационное оборудование, а также бортовой комплекс связи — ее можно будет поддерживать через космические спутники.

Летчики перед демонстрацией, естественно, нервничали не зря: расчетная высота полета самого большого ракетоносца в мире, получившего прозвище «Белый лебедь», 18 тысяч метров. Однако перед Путиным из-за низкой облачности «птичке» приходилось маневрировать на опасных 300 метрах. Кроме того, словно по закону подлости, за несколько минут до приезда президента аэродром накрыло снежным зарядом. Но, несмотря на плохую видимость, у пилотов все получилось. «Программа испытаний выполнена в полном объеме. Самолет устойчив, управляем и готов к дальнейшей модернизации», — доложил министр обороны Сергей Шойгу. «Хорошая работа. Все движения рассчитаны», — со знанием дела похвалил Путин, который 13 лет назад совершил полет на старой версии Ту-160.

Президент подчеркнул, что решение об обновлении самолета было принято неспроста. «Когда мы только начали применять Ту-160 (в ходе боевой операции в Сирии. — «МК»), для меня сразу стало очевидным, что там нужно многое менять. Появились новые технологии, которые необходимо использовать», — рассказал он.

По словам ВВП, новая версия бомбардировщика только внешне будет похожа на старую модель. А по сути вооруженные силы получат принципиально новую боевую машину. «Это серьезный шаг к укреплению обороноспособности нашей страны, ведь Ту-160 — один из элементов нашей ядерной триады, очень знаковая вещь», — напомнил ВВП. До 2027 года Минобороны получит от авиастроителей 10 самолетов наиболее продвинутой модификации Ту-160 М2, каждый стоимостью 15 млрд руб.

Однако летчики хотели услышать от президента не только цифры, но и личные впечатления. «Вы же в 2005 году лично пилотировали бомбардировщик», — озвучили они расхожую версию, но президент скромно поправил: «Не пилотировал, просто сидел рядышком и пальчиком дотрагивался».

Тем не менее свою порцию эмоций Путин от полета на Ту-160 все-таки получил, и они, по его признанию, остаются незабываемыми. «Летчикам можно только позавидовать, несмотря на то, что часть их жизни связана с риском, это интересная работа», — сказал ВВП. Реакция хозяев не заставила себя ждать: они пригласили президента через полтора-два года снова сесть за штурвал на сей раз уже полностью модернизированного ракетоносца.

Впрочем, не исключено, что скоро казанский завод будет выпускать не только стратегические бомбардировщики, но и гражданские самолеты. Владимир Путин предложил вернуться к проекту создания сверхзвукового пассажирского лайнера и использовать для этого Ту-160.

«Надо сделать его гражданскую версию», — сказал президент, отметив, что этого требуют масштабы страны: «У нас до Владивостока дольше лететь, чем до Нью-Йорка». ВВП напомнил, что у СССР был свой сверхзвуковой самолет — Ту-144 создали в 60-е годы одновременно с британско-французским «Конкордом». Однако, в отличие от европейского лайнера, закончившего летать в 2003 году, его коммерческая эксплуатация была недолгой — всего 7 месяцев. Уже в 1978 году 16 построенных самолетов Ту-144 практически оказались на свалке.

Владимир Путин считает, что это произошло прежде всего по экономическим причинам — «социалистическая» стоимость билета (хотя он обходился пассажирам в 1,5 раза дороже полета на обычном самолете) не окупала затрат на эксплуатацию. «Но сейчас ситуация другая. Появились крупные компании, которые могли бы использовать сверхзвуковой самолет для своих нужд», — считает ВВП.

Авиастроители заверили, что новый и единственный в мире гражданский сверхзвуковой самолет может появиться у России уже в обозримом будущем — проект находится в стадии разработки. Кстати, скоростным лайнером могли бы пользоваться не только бизнесмены, но и сам президент, который регулярно совершает перелеты на Дальний Восток, в Китай и другие дальние страны.

Очень дорого: эксперт оценил идею Путина о гражданском Ту-160

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27600 от 26 января 2018

Заголовок в газете: Люди вместо бомб

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру