Арест Николя Саркози: в чем обвинили бывшего президента Франции

Не дружи с диктатором

Бывший президент Франции Николя Саркози помещен под арест. Политик обвиняется в незаконном финансировании своей избирательной кампании 2007 года, которая принесла ему победу. Следствие полагает, что Саркози получал миллионы евро напрямую от ливийского диктатора Муаммара Каддафи. Представители падшего режима давно обвиняли экс-президента в получении взяток, но теперь в деле, которое тянется с 2013 года, судя по всему, появились новые доказательства.

Не дружи с диктатором

Как сообщает французская газета Le Monde, Николя Саркози задержан на 48 часов в полицейском участке Нантера. На допрос он явился добровольно. По истечению этого времени стражам порядка предстоит решить, выпускать ли экс-главу государства на волю или оставить под арестом. Несмотря на то, что дело о незаконном финансировании предвыборной кампании Саркози было открыто еще в 2013 году, это первый раз, когда следователи его допрашивали. Ранее он полностью отрицал свою вину.

История с ливийскими деньгами стала достоянием общественности в 2012 году. После падения режима Каддафи годом ранее на сайте Mediapart был опубликован документ, который свидетельствовал о том, что ливийские власти внесли большой денежный вклад в победу Саркози на выборах. К открывшемуся расследованию с готовностью присоединились осведомленные лица из Ливии.

Один из них — посредник Зиад Такеддин, в 2016 году заявил, что в 2006-2007 гг. он лично переправил пять миллионов евро из Триполи в Париж, где передал их политику Клоду Геану (позже ставшему министром внутренних дел), а Геан — уже Саркози. Дело даже не в том, что режим Каддафи весь мир признавал диктаторским. Если бы экс-президент получил финансирование, скажем, от своей коллеги Ангелы Меркель, он все равно бы столкнулся с официальными обвинениями. Во Франции кандидатам в президенты законодательно запрещено получать финансирование своей кампании от иностранных государств. А значит, предположительно полученные им деньги Каддафи — это не что иное как взятка или даже присвоение государственных средств Ливии, если выяснится, что ливийский диктатор позаимствовал их из казны.

Свидетельства Зиада Такеддина подтверждает и экс-министр нефти Ливии Чокри Ганем в своих мемуарах. Бехир Салех, правая рука Каддафи, финансист и человек, который отвечал за взаимоотношения с Францией, также поделился с Le Monde: «Каддафи говорил, что финансировал Саркози. Саркози говорит, что Каддафи его не финансировал. Я больше верю Каддафи, чем Саркози». А в сентябре 2012 года бывший начальник ливийской разведки Абдалла Сенусси предоставил аналогичные показания Международному уголовному суду.

Улики и свидетельства в деле Саркози копились давно, но видимо, долго не могли достичь критической массы. Le Monde полагает, что у следствия появились новые, более неоспоримые доказательства получения им ливийских денег, раз дело дошло до ареста.

Зачем же Каддафи понадобилось вкладываться в победу Саркози? Как рассказала «МК» руководитель Центра евроатлантических исследований Дипломатической академии МИД России Татьяна Зверева, отношения Франции и Ливии до Саркози были почти на нуле. Возможно, ливийский лидер был заинтересован в их потеплении.

«Когда Саркози пришел к власти, он принял решение наладить отношения с Ливией. — Можно сказать, что до него этих отношений практически не было. Франция сыграла очень большую роль в освобождении болгарских медсестер: первая жена Саркози ездила с визитом в Ливию, и в итоге Каддафи освободил женщин. А потом состоялся государственный визит ливийского лидера в Париж. Саркози не побоялся пригласить его во Францию, несмотря на то, что общественное мнение и СМИ его очень за это критиковали. Были начаты переговоры, отношения стали налаживаться».

Именно с Франции началось постепенное сближение ливийского режима с Западом, прерванное «арабской весной» и последующей войной, в которой Париж выступил в качестве интервента на ливийской земле. И хотя самого Каддафи давно нет в живых, эхо его денег до сих пор аукается экс-президенту Франции. Как отметила Татьяна Зверева, положение Саркози усугубится, если будет доказано, что он получал финансирование тайно, в виде наличных денег и находясь на государственной должности министра внутренних дел, хотя собрать достаточно доказательств, чтобы предъявить ему обвинения, будет сложно.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27641 от 21 марта 2018

Заголовок в газете: Саркози аукнулись деньги Каддафи

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру