Депутаты ушли на "войну": почему закон о санкциях принимается наспех

Слабонервным лучше не читать

Речь пойдет о том, как Госдума вступила в «экономическую войну» с США. Именно так объяснил докладчик Андрей Исаев («ЕР») политическую суть принятых 15 мая в первом чтении единогласно сразу двух законопроектов: «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия США и (или) иных иностранных государств» и о введении в России уголовной ответственности за исполнение на ее территории санкций США и других государств.

Слабонервным лучше не читать

Перед нами будущие ЗАКОНЫ — имеющие юридическую силу документы, которые могут иметь более-менее серьезные последствия и потому заслуживают пристального внимания.

Начнем с контрсанкций…

Внесен в Госдуму месяц назад. Вслед за спикером и лидерами «ЕР», КПРФ, ЛДПР и «СР» его подписали более 370 депутатов и сенаторов. Он предлагает наделить президента правом принять решение об ответе США и «иным государствам», а правительство — правом выбрать меры из меню, в котором значилось 16, так сказать, блюд.

Особенно сильно впечатлило общество (российское, а не американское) предложение запретить ввоз произведенных в США лекарств, «аналоги» которых производятся у нас или в дружественных государствах. Например, в Швейцарии или Южной Корее, говорят в Госдуме.

Потенциальную угрозу в документе увидел и российский бизнес. Как сообщил глава думского Комитета по экономической политике Сергей Жигарев (ЛДПР), более 150 обращений от «предпринимательского сообщества» получено за этот месяц — изучив их, было принято решение «не конкретизировать набор возможных санкционных мер». И прописать, что любые меры воздействия «не могут распространяться на жизненно необходимые товары, аналоги которых не производятся в РФ» (цитаты из текста постановления о принятии в первом чтении).

О том, что все страшные слова из законопроекта потом исчезнут, объявили в конце прошлой недели участникам заседания Совета по законотворчеству при спикере Госдумы. Какая по сути разница между цилиндром фокусника, где искусственные цветы, ленты и кролики спрятаны под подкладкой, и цилиндром, из которого вся эта красота наконец вывалилась? Вообще-то никакой. Но многие представители гражданского общества после обещания «убрать конкретику» успокоенно выдохнули…

Мы не знаем, чья вдохновенная рука облекла в слова взбаламутивший всех «набор мер» и где конкретно сидит (сидел) этот человек. Круговая порука, обеспеченная внушительным составом подписантов, и повторяемые как мантра всеми участниками дискуссии слова про «поддержку концепции» затрудняют попытки добиться правды. «МК» не смог опросить всех подписантов, но все до одного из опрошенных депутатов лишь «поддержали» его. Авторов на Охотном Ряду обнаружить не удалось. Искать их явно надо где-то в другом месте.

И вряд ли спикер Володин придумал все это, чтобы укрепить авторитет возглавляемого им богоугодного заведения. Как считают некоторые - он как будто засучил рукава и слишком рьяно взялся за реализацию чьей-то задумки, получив более-менее внятное одобрение с самого верха вертикали власти.

При этом львиная доля «поддержавших» прекрасно понимает, как может повлиять на российскую экономику предложенное ими.

Перед нами — заключения некоторых думских комитетов.

Комитет по аграрным вопросам напоминает, что «сохраняется зависимость России от импорта, в том числе из США, семян и плодов для посева (семена подсолнечника, овощей), племенной продукции».

Комитет по финансовому рынку считает, что возможный запрет на использование аудиторских услуг «может привести к сокращению возможностей российских компаний и банков привлекать долевое и долговое финансирование на зарубежных рынках».

Комитет по бюджету и налогам отмечает, что в случае принятия ответных мер потребуют финансовой поддержки из бюджета «и граждане, зависимые от импортных лекарств, и компании, осуществляющие деятельность с использованием импортного сырья и оборудования».

А Комитет по международным делам говорит, что не худо бы соотнести предлагаемые меры с теми, что уже есть в действующих российских законах…

Дело в том, что при внесении авторы, видимо, банально забыли о вступившем в силу в 2007 году и неоднократно применявшемся Законе «О специальных экономических мерах» — он предусматривает аналогичный механизм введения санкций против недружественных государств. Каким именно законом будет руководствоваться президент, принимая решение о санкциях? Вопрос без ответа.

Правительство отзыва на законопроект о контрсанкциях в Госдуму не прислало. Но на пленарном заседании полпред кабинета министров Александр Синенко сказал, что «можно прогнозировать большое количество попыток в судебном порядке обжаловать как действия правительства, так и пытаться возместить убытки, которые так или иначе будут причинены нашим иностранным контрагентам, а возможно, и отечественным». И добавил «от себя»: «Моя первая учительница всегда мне говорила, что добро должно быть с кулаками, но не обязательно их пускать в ход. Сегодня мы, очевидно, формируем кулаки…»

Но этот законопроект все же обсуждался целый месяц! Чего нельзя сказать о поправках в Уголовный кодекс с обещанием до 4 лет лишения свободы тем сотрудникам или руководителям работающих на территории РФ российских или иностранных компаний, которые выполняют режим американских антироссийских санкций. Несмотря на многажды повторенные спикером Госдумы слова об отказе от порочной практики спешного принятия законопроектов, мы видим нечто прямо противоположное.

Внесен документ 14 мая утром. Первое чтение — на следующий день. Профильный Комитет по госстроительству и законодательству не собирался для обсуждения документа, краткое заключение (по сути, отписку) одобрил опросным путем. Есть положительные (и тоже очень краткие) отзывы Верховного суда и правительства. Замечание у них лишь одно: в спешке авторы забыли указать, какой орган будет вести следствие по этой статье — МВД, ФСБ или СК.

Кстати, по новой статье УК можно будет сажать на срок до 3 лет россиян, которые «умышленными действиями» способствовали введению санкций против России.

«Не получится ли так, что в ответ на принятые нами законопроекты будут введены новые санкции и всех 370 подписантов приговорят?» — спросил Сергей Иванов (ЛДПР). Г-н Исаев успокоил: речь идет лишь об «умышленных действиях», а у депутатов умысла навлечь на Россию новые санкции нет.

Умысла навлечь беды нет. Но подумать лишний раз спокойно перед тем, как затевать такое, не помешало бы. А второе чтение состоится уже 17 мая…

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27681 от 16 мая 2018

Заголовок в газете: Депутаты ушли на войну

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру