Контрсанкции ударят по России: законодатели не заметили, как стали врагами народа

Ответ Америке грозит лишить страну шансов на достойное будущее

Как противостоять санкциям? Это вопрос и к политикам, и к экономистам. Политики должны выбрать, что важнее: риск потери билета в достойное будущее России, которое наступит только если наша страна будет в ряду тех, кто определит стандарты этого будущего (прежде всего технологические: ведь в мире ширится «четвертая промышленная революция»), или стремление любыми средствами доказать США, что Россия равновеликая им сверхдержава, (что, увы, не соответствует действительности). Выбор очевиден.

Ответ Америке грозит лишить страну шансов на достойное будущее

А из него следует, что суверенным интересам России соответствуют усилия по снятию санкций. Что вовсе не означает «капитуляции» перед США. Политика, во всяком случае в искусном, а не топорном исполнении, вовсе не сводится к альтернативе между своим сапогом на лице «партнера» и сапоголизанием. Приоритет — не противостояние везде и во всем, а такое отстаивание своих интересов, которое сохраняет простор и для России, и для США для поэтапного восстановления связей и развития сотрудничества. Именно в этом, а не в словесных кулачных боях, искусство дипломатии. Сошлюсь на многоопытного дипломата Анатолия Адамишина: «Справедлив ли для России порядок в той же Европе, как он сложился под эгидой США после окончания холодной войны? Безусловно нет. Следует ли прилагать усилия, чтобы изменить его в пользу России? Безусловно да, но в пределах тех сил и ресурсов, которыми мы располагаем. Надо ли при этом бросать риторический вызов США? Ясно, что могли бы обойтись без этого, тем более при нашем нынешнем экономическом весе».

Задача экономистов — минимизировать потери от санкций. А это возможно лишь при укреплении конкурентоспособности производства. Альтернатива — закрытие экономики, застой, отставание и потеря того самого достойного будущего.

А как на практике Россия реагирует на санкции? Ответы предлагают два свежих законопроекта. Оба подписаны руководителями Думы. Первый уже принят в третьем чтении и передан в Совет Федерации, это вот-вот закон об ответных санкциях против США и недружественных России стран. Второй — законопроект об уголовной ответственности за исполнение санкций иностранных государств на территории России. Пока он приостановлен.

Первый появился только потому, что в США санкции против России закреплены законом. Но если в США он стал орудием давления не только на Россию, но и на их собственного президента, полномочия которого ограничили заокеанские законодатели, то в России он, наоборот, дает нашему президенту и правительству право вводить контрсанкции. Но и до появления этого закона исполнительная власть прекрасно справлялась с введением ответных внешнеторговых ограничений. То есть этот закон не более чем демонстративный (и, по существу, ненужный) подъем контрсанкционной деятельности на новый правовой уровень.

Любопытно, однако, что тем не менее с исходным вариантом депутаты явно перестарались. В нем речь шла, например, о возможном запрете в России лекарств американского и европейского происхождения. Здесь комментарии излишни. Предполагался также запрет на сотрудничество с США и другими странами, вводящими антироссийские санкции, в атомной, авиационной, ракето-двигательной отрасли. А при обсуждении документа ретивые законодатели договорились до приостановки действия в России американского авторского права, то есть подняли над Россией «Веселого Роджера».

В конечном виде подобная конкретика изъята. Теперь в документе говорится совсем другое: «Меры воздействия не могут распространяться на жизненно необходимые товары, аналоги которых не производятся в Российской Федерации и (или) иных иностранных государствах. Меры воздействия не относятся к ввозу товаров гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами для личного пользования».

Если первый документ ничего не меняет, все по-прежнему в руках правительства и президента, то законопроект об уголовной ответственности за исполнение санкций — это уже удар не по тем, кто вводит против России санкции, а по тем, кто вынужденно принимает их в расчет и действует с учетом санкционных ограничений.

Что написано в этом документе? «Совершение действий (бездействие) в целях исполнения решения иностранного государства, союза иностранных государств или международной организации о введении мер ограничительного характера, если эти действия (бездействие) повлекли ограничение или отказ в совершении гражданами Российской Федерации, юридическими лицами, зарегистрированными в Российской Федерации, Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями, а также подконтрольными им лицами (российские частные и публичные субъекты, а также подконтрольные им лица) обычных хозяйственных операций или сделок — наказывается штрафом в размере до шестисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до четырех лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо без такового».

Близкие, но все-таки чуть более мягкие наказания предусматриваются и за «совершение гражданином Российской Федерации умышленных действий, способствующих введению… мер ограничительного характера в отношении российских частных и публичных субъектов, а также подконтрольных им лиц, в том числе посредством предоставления рекомендаций и передачи сведений, которые привели или могли привести к введению мер ограничительного характера в отношении российских частных и публичных субъектов, а также подконтрольных им лиц».

Прицел смещается. Не до будущего, когда вокруг столько «национальных предателей», сегодняшних «врагов народа», те — родом из далеких 30-х годов — были шпионами всех враждебных разведок, а эти пляшут под санкционную дудку дяди Сэма!

С одной стороны, все давно знакомо: начинается очередная охота на ведьм, публика же будет злорадно улюлюкать, откровенно радуясь тому, что «у соседа корова сдохла», наверняка найдутся и охотно доносящие на «западных наймитов».

Законопроект вреден со всех сторон. И как удар по тем, кто вынужден жить по новым правилам, и как шаг к закрытию российской экономики от внешнего мира, и как стимулятор низменных инстинктов толпы. Тем более что будут в нем и обязательные исключения.

В самом деле, на уровне Российской Федерации (а она по законопроекту подсудна) или как минимум ее правительства принято решение о создании отдельного госбанка, обслуживающего оборонку. Остальные банки этим заниматься не будут. Эта мера, очевидно, предопределена санкциями, на языке законопроекта ее можно квалифицировать как «действия в целях исполнения решения... о введении мер ограничительного характера», которые «повлекли ограничение обычных хозяйственных операций или сделок». Состав налицо. Если бы закон вступил в силу, кого бы судили? Правильно, никого.

Законопроект не просто вредный, он развращающий. Приближает ли он снятие санкций? Никоим образом. Что зато он точно делает, так это закрывает уже с российской стороны новый «железный занавес». Кто в выигрыше? Те, кто санкции вводит. Потому что их цель — ослабление России. Именно к этому и приведет законопроект об уголовном преследовании за исполнение санкций, если станет законом. А как иначе, если любые контакты с компаниями из развитых стран на территории РФ становятся подсудными?! Ведь санкции объявили именно развитые страны, сотрудничать с их компаниями возможно, только не нарушая режим санкций. Значит, попадая в России под уголовное преследование.

Законодатели сами становятся «пятой колонной». Своим законопроектом они отгораживают нас и наших детей от будущего, без которого страна оказывается на пути к превращению в «Замбию с ядерным оружием».

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27691 от 28 мая 2018

Заголовок в газете: Контрсанкции бьют по своим

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру